Политика

«Мнение Путина для Лукашенко первоочередное»: Сергей Бульба рассказал, что будет на саммите ОДКБ в Минске

Завтра, 23 ноября, в Минске состоится саммит ОДКБ — военно-политического блока постсоветских государств, который задумывался Россией в противовес НАТО. О том, какую роль Путин и Патрушев возложили в ОДКБ на Лукашенко, почему угасает интерес Китая к Беларуси и какие элементы белорусского ВПК сейчас интересны Москве, в интервью «БелНовости» рассказал политик и общественный деятель, основатель инициативы «Беларусь 2.0. Робім разам» Сергей Бульба.

  • Что можно ожидать от саммита ОДКБ в Минске?

Ничего сверхъестественного. Демарши Никола Пашиняна, который заявил, что не приедет в Минск, уже обыденность. Когда подобная встреча проходила в Ереване, Пашинян просил о помощи Армении. Тогда приняли решение, что проблему «нужно доработать». Сейчас этот вопрос должны рассмотреть, но Пашинян сказал, что смысла в этом всем уже нет, Армении уже не нужно.

Задача Лукашенко — затянуть потенциальный выход Армении и Казахстана из ОДКБ до выборов в России. Потому что если посыплется ОДКБ, это может плохо отобразиться на рейтинге Путина у россиян. Там, конечно, назначают победителя на выборах, но имиджевые провалы им не нужны.

  • Чем можно объяснить разные подходы каждой страны к ОДКБ?

Ситуацией сегодняшнего дня: все понимают, что Россия не в том состоянии, чтобы тянуть это все на себе. Идеологии общей для этих народов нет, ее заменяет только финансовая поддержка. А Казахстан уже экономически связан с Китаем и смотрит в его сторону.

Да, белорусский ВПК сейчас активно работает на Россию. Это и завод «Интеграл», который производит микросхемы, «Завод точной электромеханики». При этом их продукция — компоненты готовых «изделий», которые собираются уже в России.

  • Лукашенко заявил, что для Беларуси актуален вопрос собственных беспилотников.

Он ставил такую задачу лет 15 назад перед Академией наук. Ничего особого не сделали, кроме реплики китайских образцов дронов. Сейчас снова поставлена задача.

Гомельский радиозавод, по нашей информации, дорабатывал иранские «шахеды», превращал их в дроны-камикадзе «Герань-2», которые потом отправляли на Россию.

Было подозрение, что рассматривали площадки для сборки «шахедов» на Оршанском авиаремонтном заводе и Авиаремонтном заводе в Барановичах. Но Барановичи сейчас заняты работой над «Полонез М» (модернизация РСЗО «Полонез»). Там изначально ракеты и система наведения были китайские, но теперь, похоже, что сделали свои. Заявлено, что залпом могут отрабатывать восемь целей. Состав всего дивизиона, антенные системы пока не показывали.

  • Но вот «Полонезов» на российско-украинской войне пока не видели?

И не увидим. Во-первых, они были сделаны по заказу Азербайджана. Произвели их мало, забирать из Беларуси особенно нечего. Во-вторых, это комплекс по сути китайской разработки, то есть за разрешением на его применение в войне нужно прямо обращаться к китайцам. Но я не слышал, чтобы китайские системы появились на украино-российской войне. Говорят, встречается стрелковое оружие и сухпай, но не более.

  • Почему Беларусь более активно работает с Азербайджаном, чем с формально союзной по ОДКБ Арменией?

Это традиционные отношения, которые у Лукашенко сложились со старшим и младшим Алиевыми (руководители Азербайджана Гейдар Алиев и Ильхам Алиев. — Ред). Когда у Беларуси был конфликт с Россией по цене на нефть, Алиев закрывал белорусские потребности в нефти. Это персональные контакты, поэтому «Полонез» делался под заказы Азербайджана.

  • Реплику создать тоже непросто, почему Китай давал технологии?

Для Китая Беларусь интересна как транспортный хаб. Но когда Лукашенко начал ссориться с соседями, когда на Беларусь наложили санкции, китайцы пытались несколько раз с ним говорить о более гибкой позиции. Минувшей весной Лукашенко ездил в Пекин, уверял, что да, все уже спокойно.

Кроме того, вероятно, когда Китай выдвинул свои мирные инициативы по российско-украинской войне, на Лукашенко была возложена миссия посредника между Зеленским и Путиным. Однако Лукашенко начал называть Зеленского «гнидой», да и Москва не очень поддерживала китайский мирный план. Китай на все это посмотрел и стал пересматривать свою логистику в Европу, обходя Беларуси. Поэтому Лукашенко не был приглашен на последнюю китайскую конференцию «Один пояс — один путь». Для него это серьезное предупреждение.

В то же время белорусский министр обороны Виктор Хренин был недавно в Китае. Это ответный визит на приезд китайского министра обороны Ли Шанфу, который один день был в России и три — в Беларуси. Правда, после визита в Беларусь министр обороны Китая исчез. Позже мы узнали, что он обвинен в коррупции и арестован.

  • Это связано с визитом в Беларусь?

Этого мы не знаем. Но, видимо, Китай начал немножко менять свою позицию, ищет варианты сближения с США. А бывший министр обороны Китая был антиамериканским ястребом под американскими санкциями.

(Вопрос) Если агрессивную риторику Лукашенко против Зеленского можно уже назвать традиционной, то зачем он в ОДКБ атакует президента Казахстана? Скажем, на октябрьской встрече СНГ в Бишкеке Лукашенко увидел проблему в том, что молодежь во многих странах перестала изучать русский, намекая на Казахстан. Зачем Лукашенко быть более русским, чем Путин?

Путин и Патрушев выделили Лукашенко эту роль, быть проводником их политики. Сейчас на него возложили роль удерживания Армении и Казахстана в ОДКБ.

  • Будет ли Лукашенко использовать ОКДБ для словесной атаки на Польшу и Литву?

В этом уже нет смысла. Лукашенко и Путин хотели расшатать Европу нелегальными мигрантами, но поляки уперлись и остановили поток со стороны Беларуси. Сейчас основная масса мигрантов идет через Россию.

Плюс ко всему Польша, Литва и Латвия приняли совместное решение о полном закрытии границы с Беларусью, если будет продолжаться давление нелегалами. Можно сказать, что это заявление было направлено больше Пенкину, которому нужен свободный товарный поток через Беларусь в Европу. Китай передал Лукашенко предупреждение и тот отступил. Однако если сравнивать влияние Москвы и Пекина на Лукашенко, то мнение Путина для него первоочередное. Китаю важна только белорусская железная дорога и транзит товаров.

Кстати, мы обращались к польским властям с просьбой перекрыть границу с Беларусью на несколько дней, чтобы Лукашенко освободил политзаключенных. Но польские власти ответили, что это очень дорого обойдется для экономики.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть