Политика

Лукашенко и его фобии: зачем глава государства озаботился жизнью после смерти

В первые новогодние дни Александром Лукашенко подписал изменения в закон «О президенте Республики Беларусь». Формально они должны привести его в соответствие с поправками, внесенными в конституцию в ходе так называемого референдума 2022 года. Таким образом, Лукашенко закрепил в законодательстве непривлечение себя к уголовной ответственности, а также — пожизненный статус члена Всебелорусского народного собрания и Совета республики.

Обращает на себя внимание тот факт, что в законе появилась новая глава гарантий президенту, прекратившему свои полномочия, а также — членам его семьи. Статус этот детализирован до мелочей: вплоть до порядка оплаты президентских похорон и дальнейшее пожизненное содержания его ближайших родственников, «независимо от наличия у них других источников средств к существованию».

Кроме того, Лукашенко на случай отставки обеспечивает себе и членам семьи не только личную неприкосновенность, но и неприкосновенность занимаемых ими жилых и служебных помещений, транспортных средств, средства связи, принадлежащие им архивов, иного имущества, документов, багажа, а также переписки.

При этом экс-президенту передается в собственность на безвозмездной основе на выбор для постоянного проживания недвижимое имущество, находящееся в госсобственности, включая земельный участок с капитальными строениями. Лукашенко позаботился даже о том, чтобы данное имущество было освобождено от подоходного налога.

Для отставного главы предусмотрены плюшки и помельче. Например, сохранение 100% оклада, постоянная охрана, страховка за госсчет, право на пользование правительственной и специальной связью, бесплатное лечение и даже бесплатное пользование залами для официальных делегаций аэропортов, авто и ж/д вокзалов.

Конечно, задуматься Лукашенко о погребении тоже будет не лишним, учитывая очередные слухи о состоянии здоровья диктатора. Однако такая детализация бонусов выглядит загадочной — он не выглядит человеком, готовым уйти с поста добровольно. Да и тридцать лет белорусов отучивали от самой мысли, что во главе страны может стоять кто-нибудь другой. Как бы эта уверенность не пошатнулась после недавних поправок…

На поверхности пока что лежит лишь одно объяснение происходящему: в окружении Лукашенко снова вернулись к идее перехода главы государства на должность главы Всебелорусского народного собрания (по новой конституции созывается не позже 60 дней после единого дня голосования 25 февраля). Нет никаких сомнений, что этот неизбираемый верховный орган власти записан был в конституцию именно под Лукашенко.

Всебелорусское собрание стало и головной болью диктатора — почти одновременно с «референдумом» в РБ казахский президент Токаев лишил власти своего предшественника Назарбаева, который пытался править страной на должности главы Совета безопасности. Как показал казахский опыт, сам факт ухода с президентского поста может привести к тектоническим сдвигам, когда вместо обретения безраздельной власти Лукашенко запросто может оказаться под судом.

С другой стороны, оставаться в президентском кабинете — тоже не выход. На носу новые выборы, а Лукашенко, очевидно, не покидает страх повторения 2020 года. Именно этим страхом, видимо, продиктовано и появление в основном законе статьи о гибели Президента «в результате покушения на его жизнь».

И еще: если идти на должность главы ВНС, то кого оставить на посту президента? Если оставаться самозванным президентом — то кого назначать руководить ВНС? Напомним, Всебелорусское народное собрание уполномочено отправлять президента в отставку простым большинством голосов.

Перед Лукашенко очень трудный выбор. Поставить на руководство ВНС Кочанову, Вольфовича или Шеймана — гарантировать себе бессонные ночи в ожидании судьбы Назарбаева. И, что характерно, народ и пальцем не пошевельнет для спасения своего вождя: одни давно мечтают его видеть за решеткой, других убедили, что от них ничего не зависит. А поставить зиц-председателем ВНС случайного алкоголика, вроде российского Дмитрия Медведева, — тоже не выход, общественное мнение не воспримет такой орган власти как нечто полноценное. А время поджимает.

Внесенные правки косвенно намекают, что Лукашенко вновь начал склоняться к идее возглавить Всебелорусское народное собрание. В таком случае закрепление гарантий вполне логичный шаг. Хотя, очевидно, единственное, что пока гарантирует ему неприкосновенность — пребывание у власти.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть