Политика

Луканомника должна быть луканомной: куда ведут виртуальные проекты режима

В преддверии выборов «второй человек в Беларуси» Наталья Качанова заикнулась о том, что Беларусь готова к внедрению электронного голосования. При этом она отметила, что прозрачность таких выборов вызывает сомнения, но вот технически страна уже дозрела.

Действительно, Беларусь планирует до 2040 года стать мировым лидером в IT и нано-технологиях, теперь он-лайн голосование и электронная валюта. К этому вполне могут добавиться межзвездные полеты и путешествия во времени.

На практике уровень технологического развития страны таков, что президенту Зимбабве не удалось завести подаренный ему Александром Лукашенко белорусский трактор. Лидер африканского государства опозорился в прямом эфире, а местная пресса пишет, что Зимбабве превратилось в свалку некачественной продукции из Беларуси.

Напомним, что одна из основных проблем белорусской экономики высокозатратность. Другими словами, производственные мощности настолько устарели, что не могут обеспечить ни приемлемого качества продукции, ни удовлетворительной производительности труда.

В Сети гуляет письмо одного из работников МТЗ, в котором он утверждает, что на предприятии царит дезорганизация, оборудование дышит на ладан, работают без чертежей, а технологи проводят рабочее время за компьютерными играми. «Передайте начальству, что промышленная революция уже произошла…», — цитирует автора «Хартыя’97».

Но эти заводы хотя бы работают. Сколько грандиозных проектов не реализовано или реализовано не в том объеме, на который рассчитывали.

«Славкалий», в стратегически важной для Беларуси отрасли, не в состоянии разрабатывать новые месторождения. В 2015 году КНР начала финансирование предприятия, но по ряду причин проект заморожен.

В 2015-м планировалось запустить Светлогорский завод беленной целлюлозы, однако из-за неэффективности белорусской стороны проект запущен в урезанном варианте. Долги завода составляют более 900 млн долларов.

Гордость Александра Лукашенко — Белорусская национальная биохимическая корпорация — стала банкротом сразу же после запуска. Это, пожалуй, мировой рекорд.

На сайте технопарка «Великий камень» значатся 127 инвесторов из 14 стран мира, только вот информация устарела. Среди работающих отмечен холдинг «Кроноспан», хотя деревообрабатывающий гигант уже покинул Беларусь.

Все эти проекты задумывались как красивые, современные, не имеющие аналогов, но вышло как вышло. Специфика политического устройства Беларуси делают ее некомфортной не только для западных инвесторов, но и восточных.

Что по-настоящему подкупает в Александре Григоровиче, так это его стремление в неопределенное «куда-то». Не успел потерпеть неудачу БНБК, как Лукашенко затевает аферу с цифровым рублем.

Вообще говоря, цифровая валюта — лишь тестовый проект, который запущен в нескольких странах (Швеция, КНР). Для этого необходима хорошо развитая цифровая инфраструктура, широкая межгосударственная интеграция финансового сектора. Что из этого есть в Беларуси? Скорее всего цифровая валюта, как и электронное голосование, нужны КГБ для упрощения слежки за гражданами.

Подводя итог можно сказать, что Беларусь, наверное, первое в мире государство, которое полностью перешло в виртуальную реальность, ибо проекты Лукашенко реализуемы только на сайте Минэкономики в 3D макетах.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть