Экономика

Санкции раздора. Сможет ли Литва отказаться от транзита из Беларуси

В декабре в Литве разразился правительственный кризис. Министр транспорта и министр иностранных дел заявили о своей отставке из-за продолжающегося вопреки санкциям транзита беларуских удобрений. Литве еще предстоит разобраться в проблеме и определиться с политикой, и отставки этому явно не помогут.

Санкционная рассинхронизация США и Евросоюза

В начале декабря государственная Литовская железная дорога (Lietuvos Geleinkeliai или ЛЖД) сообщила, что с января 2022 года приостановит транспортировку беларуских удобрений в порт Клайпеды. При этом в декабре транзит будет продолжаться, а оплата беларуской стороной транзитных услуг уже произведена.

Казалось бы, новость как новость. Еще в июне 2021 Совет ЕС утвердил секторальные санкции в отношении Беларуси, в частности, против «Беларуськалия» — одного из крупнейших мировых производителей удобрений. Поскольку санкции не распространяются на действующие контракты, ожидается, что полностью они заработают только с начала 2022 года.

Однако почти одновременно с ЕС санкции против «Беларуськалия» ввели США. Они вступили в силу чуть раньше европейских — с 8 декабря 2021 года. Кроме того, американские санкции предусматривают ограничения экспортера продукции «Беларуськалия» — «Белорусской калийной компании». Все сделки с ней должны быть завершены до 1 апреля 2022 года.

Именно американские санкции и их рассинхронизация с санкциями Евросоюза стали поводом для демарша двух министров в правительстве Литвы.

Члены правительства возмутились продолжением транзита беларуских удобрений через Литву в то время, как США вводят санкции, в том числе из-за ситуации на литовско-беларуской границе.

Уйти нельзя остаться

Итак, министр транспорта Марюс Скуодис и министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявили об отставке. Премьер-министр Ингрида Шимоните отметила, что не исключает возможности отставки всего кабинета. Однако санкции США напрямую не распространяются на транзит удобрений через Литву, являющейся членом Евросоюза.

Со временем страсти утихли. Премьер решила не принимать отставку коллег и сохранить правительство на фоне скандала.

В тоже время стало известно, что Литва собирается расторгнуть договор между «ЛЖД» и «Беларуськалием». Ответственность за скандальный транзит должен взять на себя глава ЛЖД Мантас Бартушка. Он покинет свою должность после того, как найдет выход из положения.

В общем, в декабре, несмотря ни на что, отгрузка продукции «Беларуськалия» через Литву продолжается.

Порт и калий

Ситуация для Литвы действительно сложная, хотя, кажется, для подготовки каких-то решений было достаточно времени.

Контракт между ЛЖД и «Беларуськалий» подписан весной 2018 года и действует до конца 2023-го. В декабре около 1 млн тонн беларуских удобрений будет доставлено по ЛЖД в Клайпеду.

Об условиях контракта сегодня сказать сложно. Как и об ожидаемых штрафах за его срыв. Судебное разбирательство в этой истории весьма вероятно. Видимо, Вильнюс опасается штрафов не меньше, чем утраченной выгодой из-за санкций.

Предполагается, что после приостановки работы с «Беларуськалий» Литовские железные дороги потеряют около четверти своих перевозок, а Клайпедский порт — около трети.

Это десятки миллионов долларов недополученной выгоды как для ЛЖД, так и для порта.

Кроме того, Вильнюсу очень важно действовать синхронно со всем ЕС и другими союзниками, особенно странами Балтии. Для этого в декабре прибыли премьер-министры Латвии и Эстонии Артурс Каринис и Кая Каллас. Они подчеркнули, что проявляют солидарность с Литвой и «не видят возможности сотрудничества с автократическим режимом в Беларуси».

Однако существует теоретическая возможность временного перевода части транзита с Клайпеды на порт Риги. Не говоря уже о работе через Россию. Но это мы понимаем по умолчанию.

Отставка чести

Безусловно, планировалось, что для официального Минска санкции станут сигналом к пересмотру внутренней и внешней политики Беларуси. Но пока что санкции провоцируют больше скандалов в странах демократии, не способных определиться с порядком действий.

Эти проблемы проявились на фоне невиданного подорожания газа и, соответственно, удобрений, для которых газ является основным сырьем. Поэтому любые индивидуальное шаги в санкционном давлении будут весьма неэффективной политикой.

Дорогие удобрения обязательно приведут к подорожанию продовольствия, что для многих стран мира больше политическая, нежели гастрономическая проблема. Другими словами, сегодня не стоит ожидать рыночного падения спроса на беларуские удобрения, особенно в Азии.

При такой мировой конъюнктуре давление на «Беларуськалий», получающий низкую цену на российский газ, возможно при консолидированной позиции как между ЕС и США, так и между странами Балтии в самом Евросоюзе.

Похоже, до такой консолидации далеко, а санкционное противостояние, будучи производной от политического, будет весьма долгим. Нужно готовиться к марафону, а не к спринту. И уж точно, эмоциональные «отставки чести» тут бессмысленны.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть