Политика

«Калиновского в учебниках перепишут». Павел Терешкович считает, что быть историком опасно

О том, что хочет Москва вложить в единый российско-белорусский учебник истории и почему он будет одной из форм оккупации, в интервью «БелНовости» рассказал профессор и историк Павел Терешкович.

  • РФ и Беларусь договорились о создании единых учебников истории. Учитывая контроль Москвы нд Беларусью, зачем это оформлять еще в подобной форме?

Может быть оккупирована, а может быть оккупировано прошлое. В связи с важной ролью истории в политике России, без сомнения — это их стратегия оккупации Беларуси.

Инициатива идет с российской стороны. Об этом свидетельствует очерк «История белорусских земель и белорусского государства», напечатанный издательством «Алетейя». Готовили его, скорее всего, авторы из Московского госуниверситета. Такие брошюры издают как шаг к созданию общих учебников. Там мелким шрифтом написано «материалы для обучения». Компоновка и содержание — очень символичные.

  • Чем?

Там есть история белорусских земель до 1991 года, на всего на шести страницах! А до этого, с точки зрения российских историков, белорусского государства не было, есть история Беларуси 30-ти последних лет. Как я понимаю, белорусские историки не в восторге от такого толкования. Будут попытка тихого саботажа.

  • Существуют примеры саботажа?

Примером может служить то, что в апреле 2022 года Дмитрий Медведев опубликовал обширную статью об отношениях с Польшей: что не было Пакта Молотова-Риббентропа, не было разделов Речи Посполитой. По его мнению, Россия ничего не делила, а вернула себе то, что принадлежит ей по историческому праву.

И вот Медведев предложил отметить 250-летний юбилей (раздела Речи Посполитой — Ред.). Но никто из белорусского официоза на этот призыв не отозвался, никаких значимых событий не произошло.

  • Какие периоды истории Беларуси наиболее «заминированы» для Москвы, что они хотят переписать под себя?

Кто громче всех кричит «не дадим переписать историю», тот ее активно переписывает.

Фактически все будет переписано, начиная от расселения славян в Восточной Европе, будет заброшена идеологические абракадабра о «триедином народе» со времен Киевской Руси.

Кое-что не будут вспоминать. Например, войну между Речью Посполитой и Московским царством в XVII веке. Это самая страшная война в нашей истории. Из-за шведской и российской оккупации погибло до половины населения Речи Посполитой. На востоке Беларуси население сократилось на 80-90 процентов. В том числе это и результат угона людей в Московское царство. В первую очередь депортировали ремесленников, а людей без квалификации гнали в Астрахань, где продавали на рабском рынке. Уверен, об этом не будет ни слова.

  • А что точно будет?

Точно будет устаревшая концепция 1970-х годов о «борьбы белорусского народа за воссоединение с Россией». Будет интерпретация разделов Речи Посполитой в стиле Дмитрия Медведева и негативные оценки фигуры Кастуся Калиновского. Исчезнет ли информация о БНР 1918 года, или она будет представлена в негативном образе, не скажу.

В сумме будет другая версия истории Беларуси даже по сравнению с нынешней официальной.

  • Как менялась интерпретация фигуры Калиновского в ХХ веке?

Общеизвестным Калиновский становится в начале 1920-х, прежде всего в БССР. Он подавался как демократ, борец против царизма. В России тоже издавались монографии о его восстании и личности.

Негативное отношение к Калиновскому стало появляться под влиянием историков, приехавших в Беларусь в 1970-х и ориентированных на московское православие. Они начали рисовать образ Калиновского — вешателя православных священников и так далее. На это особо не обращали внимания до тех пор, пока в Украине не был создан полк имени Калиновского.

Пока что Калиновский все еще в учебниках, но его перепишет уже сам белорусский официоз без помощи россиян.

  • Историки и белорусские институты будут сопротивляться русским толкованиям белорусской истории?

В Беларуси быть историком опасно. После 2022 года количество преподавателей университетов сократилось на полторы тысячи человек, примерно восемь процентов от всех. На историческом факультете БГУ количество преподавателей сократилось на 11 процентов.

Большое количество историков выехало. Другая часть ведет «подпольную» жизнь. Они будут саботировать «единую историю», но под страхом репрессий прямо не выступят. Единицы будут поддерживать официальную политику.

Виктор ЧЕРНЫШ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть