Политика

Доносительство, как референдум о доверии режиму: чему белорусам впору удивиться

Цифра «сорок тысяч доносов», как называют выкраденную «Киберпартизанами» базу данных обращений в КГБ, звучит красиво, но манипулятивно. Если отбросить обращения неполитического характера, то выйдет не так много — в районе одной или двух тысяч «сигналов» о чьей-то политической неблагонадежности.

  • Даже если мы возьмем по верхней планке, учитывая, что не все «неравнодушные» граждане предпочитают «стучать» через официальный сервис, все равно выходит немного. Совсем не те самые «четыре миллиона доносов» эпохи Сталина, о которых когда-то упоминал писатель Сергей Довлатов — и то мы не знаем, откуда он взял эту цифру, ведь реальных таких случаев в СССР было, наверное, больше.

Если бы кто-нибудь спросил у белорусов их мнение о количестве поступивших в спецслужбы доносов, оно ведь наверняка бы оказалось выше, чем упомянутые нами одна или две тысячи — почти за десять лет! Живя в современной Беларуси трудно поверить, что граждане «стучат» друг на друга не чаще раза в два дня, а фактически и реже. Ведь доносы имеют свои пики в периоды масштабных идеологических кампаний, когда у одних буквально «сносит крышу», а другие пользуются случаем расправиться с недругами.

Иллюзия массовости создается, наверное, благодаря тому, что в медийном пространстве кто-то и на кого-то постоянно «стучит»: если не Азаренок на «БЧБ-шников», то Бондарева на «экстремистов в интернете». Телепропагандисты денно и нощно кого-нибудь «разоблачают». Делается это с далеко идущими целями. Народ пугают не столько тем, что среди белорусов действуют полумифические украинские шпионы, сколько тем, что украинским шпионом потенциально может быть объявлен любой.

  • Иллюзия наличия многочисленных стукачей нужна для создания атмосферы страха: по замыслу режима белорусы должны бояться друг друга, научиться не доверять соседу, останавливать себя перед тем, как сказать крамольную мысль…

Конечно же, кроме стукачей-добровольцев, у властей есть большая армия секретных сотрудников на ставке. Именно они профессионально выискивают крамолу и подводят людей под серьезные сроки за самые безобидные поступки. Однако, их работа не может быль публичной в принципе: хотя в стране установлен чистой воды полицейский режим.

  • Более того, Александр Лукашенко последовательно старается превратить народ в соучастника своих преступлений. Этой цели служат и многочисленные референдумы с заранее установленным результатом, и «молодежные патриотические клубы» и пропагандисты с доносами на телевидении. В случае, если вдруг режим Лукашенко рухнет, чиновники на суде, несомненно, заявят, что «ведь вы сами поддерживали его».

Вот только «Киберпартизаны» и количество установленных доносов доказали, что белорусское общество намного более здорово, чем казалось даже самому Лукашенко.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть