Политика

«Дело архитекторов» и «Дело маршрутчиков»: как сталинские практики выглядят в исполнении Лукашенко

Вы, наверное, заметили, что в Беларуси все чаще начинают массово задерживать людей по профессиональному признаку. Так у режима Александра Лукашенко все больше просматриваются сталинские традиции. О последнем подобном случае рассказала на днях «Наша Ніва». По данным издания, 14 февраля в Минске прошли массовые аресты архитекторов.

Источники «Нівы» называют цифру «около 40 задержанных». Под стражу взяли и членов их семей — всего до 70 человек (некоторые были позже освобождены). Некоторые из архитекторов получили сутки ареста, против других были возбуждены уголовные дела. Известно, что еще один был задержан после возвращения из-за границы. Причиной, предположительно, стали обвинения в участии в движении за свободные выборы и против диктатуры в 2020 году.

Практика групповых задержаний по экономическим «преступлениям» проявилась ранее. Недавно мы узнали о «деле молочников», по которому было арестовано почти три десятка руководителей молочных комбинатов, вместе с экс-министром сельского хозяйства Игорем Брыло.

Почти одновременно актуализировалось и «дело маршрутчиков». Весной 2023-го за нелегальную перевозку пассажиров начали отбирать машины сначала у маршрутчиков, а затем и у таксистов. В ноябре КГБ отчитался об уголовном деле против 20 человек. Характерно, что возбуждались они за неуплату налогов, но в государственных СМИ задержанных обвиняли в «саботаже и дискредитации власти» и «шантаже местной власти» при перевозках.

Ну и, конечно, как не вспомнить «дело травматологов». С конца марта и до начала июня позапрошлого года врачей этой специальности арестовывали по обвинению в махинациях при закупке импортных эндопротезов. Всего — 35 человек, в числе которых оказался и личный врач Лукашенко.

Установившаяся в Беларуси диктатура приводит к размыванию граней между политическим и экономическим преступлениями, подобно тому, как известный сталинский закон «о колосках» был инструментом политическим при формально экономическом характере. Потому что, если силовики получают заказ разгромить частные медицинские центры, чтобы убрать конкурента для клиники родственников главы государства, — чисто экономическим назвать такое преследование нельзя.

Так же таксисты пострадали не за незаконную деятельность, а лишь потому, что у главы государства вспыхнул конфликт с агрегатором «Атлас». Те не захотели переносить свои сервера в Беларусь — Лукашенко в отместку посадил пару десятков водителей.

Здесь тоже явно чувствуются сталинские влияния: за каждую внешнеполитическую неудачу Сталин отыгрывался на собственных согражданах. Ответом на поражение коммунистов в гражданской войне в Греции стала депортация приазовских греков 1949 года. Ответом на утрату влияния на события в Израиле стало «дело врачей» и кампания борьбы с «космополитизмом», которой не дала перерасти в погромы только смерть диктатора.

Упомянутый Игорь Брыло — ведь не один такой в лукашенковском окружении. Что, пользуясь служебным положением, там ворует каждый, общеизвестно. Не исключено, сам Лукашенко поощряет коррупцию, что позволяет ему, как и Сталину, иметь досье на каждого. Время от времени можно кого-нибудь выдернуть и показательно подвергнуть порке — испуг будет стимулом лояльности остальным.

Репрессии по цеховому принципу тоже имеют свои объяснения — силовикам легче брать целыми социальными группами, отчитываясь сразу об аресте целой разветвленной организации «заговорщиков».

Напомним, что при Сталине в послевоенные годы режим взялся репрессировать уже целые народы — разбираться персонально с каждым можно было меньше, зато ссылать — больше. У Лукашенко, к счастью, для высылки неугодных нет Сибири. Но, кто знает, может вскоре белорусскую тюремную систему в рамках «Союзного государства» тоже ожидает интеграция с российской.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть