«Железнная дорога между Минском и Санкт-Петербургом – маловероятный проект»
![](https://bel-news.by/wp-content/uploads/2022/08/d00529166766d55919044439962f0cf0-1600x1000-1-1024x640.jpg)
Строительство скоростной железной дороги между Минском и Санкт-Петербургом, о котором недавно вели переговоры Александр Лукашенко с Владимиром Путиным, и которое главы государств планируют дополнительно обговорить на встрече в Бишкеке, скорее всего является чистой воды маниловщиной, — говорит в новом выпуске программы «Оптимум» на ютюб-канале «Белорусы и рынок» ее ведущий Андрей Маховский.
В идеале новая железная дорога действительно могла бы стать грандиозным проектом, способным решить вопрос доставки белорусских удобрений к российским портам – так как нынешние российские дороги просто не справляются с доставкой такого объема грузов.
«Железнодорожное сообщение между Петербургом и Беларусью раньше осуществлялось через территории балтийских стран. В связи с тем, что сейчас такой транзит затруднен, анонсирован проект строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Минском. Это важно для реализации Беларусью экспортного потенциала и переориентации грузов из портов Балтики на российские порты», — комментировал проект директор Центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павел Зюзин.
Однако, вопрос застопорился в связи с отсутствием денег на строительство. Как напоминает ведущий канала, когда в 2015-17 годах Россия строила железнодорожную ветку длиной в 130 километров, чтобы обойти территорию Украины, этот проект обошелся в 55 млрд российских рублей или больше 900 млн долларов. А от Солигорска с его калийными удобрениями до Ленинградской области с ее портами — больше 900 километров. То есть цена проекта, если делать по-богатому, как солидный проект для солидных людей, будет в районе 6 —6,5 млрд долл. Поэтому у российских властей идея построить железную дорогу для белорусских калийных удобрений, не вызвала энтузиазма. У нее самой есть регионы с полным отсутствием железнодорожного сообщения, например, Тыва. Даже несмотря на личное участие Сергея Шойгу строительство железнодорожной ветки «Кызыл-Курагино» длинной 411 километров остается замороженным с 2011 года из-за отсутствия финансирования.
«У России сейчас хватает собственных финансовых проблем. Россия собирается увеличить свой военный бюджет на будущий год почти на 70%. Для этого ей придется урезать некоторые социальные расходы и сэкономить на собственно российских проектах. Поэтому лишних шести миллиардов долларов на железную дорогу для белорусских калийных удобрений в российском бюджете, конечно, не нашлось. Так что белорусским властям пришлось сильно умерить свои аппетиты. Грандиозный проект стал гораздо менее грандиозным», — говорит Андрей Маховский.
Напомним, что раньше Александр Лукашенко уже жаловался на то, что пропускная способность российских железных дорог тормозит широко разрекламированное сотрудничество с Дальневосточным регионом.
«Центр тяжести экономики России и Беларуси сместился сегодня на Восток. И вы как никогда востребованы. Это хорошо. Но то, что железные дороги не справляются с этим потоком (Владимир Владимирович рассказывал об этом на последней нашей встрече в Москве) — это факт. И тут нам надо работать вместе, чтобы расширить эти узкие места», — говорил он на встрече с губернатором Дальневосточного края России Олегом Кожемяко. Возможно, именно из-за трудностей с логистикой заглохли и ранее широко анонсированные планы экспорта белорусского калия через Рыбный порт во Владивостоке.