Политика

Бритва Хэнлона для Шойгу. Что кроется за приездом российского министра в Беларусь

Ряд достаточно уважаемых аналитиков активно ищут скрытый смысл в недавнем визите Сергея Шойгу в Беларусь. Приходится довольствоваться лишь предположениями, так как целесообразность приезда неочевидна. Ответ же может быть гораздо проще, чем многим думается.

Начнем с того, что для давления на Лукашенко Путину совершенно необязательно прибегать к услугам министра обороны. Он и сам в этом году установил индивидуальный рекорд по встречам с белорусским коллегой.

Единственное, что по-настоящему удивляет в нынешнем визите российского министра – неожиданность. Однако нельзя сказать, что он был совершенно внеплановый: изменения в соглашение между РБ и РФ о совместном обеспечении «региональной безопасности», подписанные в ходе визита Шойгу, обсуждались как минимум с августа. При этом мы забываем, что деятельность Шойгу диктуется в первую очередь внутрироссийской повесткой.

Примем во внимание, что ход военное «спецоперации» в Украине фактически вышел из-под контроля и способен обернуться настоящим военным поражением. Путин находится в том же положении, что и Гитлер в 1944-м году, понемногу утрачивавший способность адекватно воспринимать ситуации на фоне военных неудач.

Фюрер требовал сравнять с землей Британию, засыпая ее ракетами «Фау-2», грезил чудо-оружием. Российский вождь точно так же щедро обстреливает Украину ракетами, а в качестве «вундерваффе» на горизонте нарисовались Пригожин с Кадыровым, навязчиво предлагающие Путину услуги своих наемников в качестве альтернативы официальной армии. Причем аппаратные позиции этой сладкой парочки усиливаются тем больше, чем хуже обстоят дела на фронте.

Военное руководство Российской Федерации совершенно не в восторге от активности двух проходимцев, Пригожина с Кадыровым, которые публично могут критиковать ход «СВО», а с недавних пор получили возможность назначать командующих оккупационной группировкой. Ситуация выглядит так, будто российская официальная армия вместе с российской неофициальной армией борются за право называться «любимой женой» президента Владимира Путина.

То есть сегодня в Кремле происходит что-то вроде смотрин двух конкурирующих российских армий, каждая из которых пытается показать свою незаменимость.

С одной стороны, все силы ЧВК «Вагнер» брошены на взятие города Бахмут, после которого Пригожин рассчитывает получить карт-бланш для наемнических структур и взять под контроль весь российский силовой блок.

С другой стороны, Сергей Шойгу с начальником Генштаба РФ Валерием Герасимовым, не имея возможности влиять на пригожинских и кадыровских наемников на Донбассе, доказывают свою нужность способами, в которых никакой «Вагнер» с ними состязаться не может. Один из них – это упомянутые ракетные обстрелы энергосистемы Украины, настолько же зрелищные, насколько и бессмысленные, не способны изменить ситуацию на фронтах (они нравятся Владимиру Путину чисто из его желания нанести противнику побольше вреда). Монополия на такие удары есть у Шойгу, и только у него.

Теперь переходим к белорусскому измерению противостояния в Кремле. Республика Беларусь хоть и захвачена по факту российским оккупационным корпусом, но все-таки остается территорией свободной от Пригожина. С Беларусью у «вагнеров» связаны самые печальные воспоминания.

По непонятной до конца причине режим Александра Лукашенко и сегодня не пускает на свою территорию наемников, и это большой плюс для клана Шойгу. Если российский министр покажет Путину, что он может договариваться с Лукашенко, а Пригожин – нет, то это будет успех, который нивелирует даже гипотетическое взятие «вагнеровцами» Бахмута.

Как учит принцип бритвы Хэнлона, не стоит пытаться объяснять хитростью то, что можно объяснить глупостью. Российское руководство не только не имеет «плана Б» (в частности по ведению войны), в его нынешнем состоянии вообще неспособно мыслить стратегически на перспективу. А вот плести византийские интриги и подсиживать конкурентов – этого в соседней стране всегда было хоть отбавляй. И часто внутриполитические склоки выплескиваются за российские границы.

Именно об этом стоит поминать в первую очередь, когда мы снова будем пытаться отыскать скрытый смысл в очередном визите в Минск какого-нибудь высокопоставленного россиянина.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть