Жизнь после смерти. Что ожидает «Вагнер» в Беларуси
В чате для родственников наемников ЧВК «Вагнера» вчера появилось сообщение о том, что структура «временно приостанавливает» набор наемников «в связи с последними событиями» (гибель основателей организации). Можно предположить, что компания окончательно закрывается. Вместе с тем мониторинговая группа «Белорусский Гаюн» утверждает, что не видит признаков подготовки вагнеровцев к выводу из Беларуси.
Недавно, якобы, рассекреченные документы раскрывают дальнейшую судьбу этой организации. Часть перебросят в Африку, часть подпишут контракт с минобороны РФ. Но самое интересное, что все желающие действительно могут остаться на белорусской земле.
Россия, конечно, не та страна, которая позволяет своим гражданам самостоятельно принимать решения. Если боевиков оставляют в Беларуси, значит это кому-то нужно. И первое имя, которое приходит в голову, Путин.
Казалось бы, для российского диктатора взбунтовавшийся «Вагнер» должен был стать врагом. А врагов нужно держать как можно ближе к себе, ну или очень далеко, например, в Африке. А вот контролировать боевиков на территории Беларуси не так уж и удобно.
Тем не менее у Путина есть резоны дать вагнеровцам белорусскую прописку. Формально ЧВК закончила свое существование и РФ не несет за их действия на территории Беларуси никакой ответственности. В случае каких-либо провокаций претензии можно предъявить только Лукашенко.
Территорию Беларуси могут также использовать как перевалочную базу, где вагнеровцы могут находится до получения дальнейших распоряжений, приезжать на ротации.
Вариант, при котором Путин планирует использовать наемников для контроля над Минском, выглядит надуман. Кремль и так полностью управляет Лукашенко через аппарат своих спецслужб. Доверять тонкую работу наемникам не имеет смысла.
Но Путин не единственный, для кого бывшая ЧВК может оказаться полезной. Не стоит забывать и о самом Лукашенко. Он неоднократно заявлял, что вагнеровцев будут боевыми инструкторами для белорусских ССО и спецназа. Это похоже на правду. Хорошо обученные спецы представляют немалую ценность.
Безусловно, мечта Лукашенко – создать собственную ЧВК. По карману ли такое удовольствие? Смотря, что иметь в виду.
Бывший офицер КГБ Путин всегда чувствовал за спиной поддержку этой организации. Она занималась масштабными проектами. Путин пытается стать глобальным игроком, содержа 25-тысячную наемническую армию. Тогда как амбиции и возможности Лукашенко едва выходят за пределы СНГ. Для него главное удержать власть, а потом передать ее сыну Коле. Для этого вполне достаточно 1,5-2 тыс. боевиков.
Конечно у Лукашенко есть и КГБ, и МВД. Но будет ли они преданы всегда? Кто знает, не дрогнет ли рука у какого-нибудь капитана перед толпой протестующих белорусов. Другое дело иностранные наемники. При определенных обстоятельствах такую армию можно будет использовать даже в противостоянии с Путиным.
Есть один нюанс. Стопроцентные наемники испытывают теплые чувства только к мертвым «американским президентам», вернее к их портретам на зеленых банкнотах. Головорезов в какой-то момент может кто-то и перекупить.
Андрей САХНЕВИЧ