Закрыть небо над Москвой: почему летать в российскую столицу небезопасно

Утром в пятницу 11 августа закрыли воздушное пространство над московском аэропортом «Внуково», вылеты и прилеты рейсов были отложены. Так же были отложены рейсы с «Домодедово» и «Шереметьево». Причиной, предварительно, называют появления в небе неустановленного беспилотного летательного аппарата. Таким образом повторилась ситуация утра 10 августа, когда из-за налета беспилотников, скорее всего украинского происхождения, тоже пришлось закрыть аэропорты «Внуково» и «Домодедово».
Звоночки об опасности были и раньше: еще 28 февраля, когда первые БПЛА упали на территории Подмосковья, над аэропортом «Пулково» в Санкт-Петербурге был введен план «Ковер», предусматривающий прекращение любого воздушного движения в радиусе 200 км. Позже военные объяснили происходящее маневрами, но вот уже когда план «Ковер» вводился над «Внуково» 6 августа, даже не стали лукавить – да, дело в украинских беспилотниках, постоянно барражирующих над Москвой, сказали они. Только за среду Минобороны РФ отчиталось о 13 (!) попытках атаковать центральные области России.
Ситуация усложняется тем, что российские власти системно замалчивают опасность, угрожающую их столице. Несмотря на публично закупленные средства оповещения о воздушной тревоге, в Москве никогда не включают сирены во время атаки дронов. Точно также движение самолетов над «Внуково» закрывалось всего дважды, несмотря на то, что атаки в направлении Москвы стали явлением постоянным. Как видим, и построенная вокруг города система ПВО не показывает стопроцентной эффективности: дроны поражают то московский Кремль, то комплекс «Москва-Сити», то вообще падают возле Минобороны.
Сообщения о пролетах дронов возле пассажирских самолетов регулярно появляются в российских связанных с авиацией телеграмм-каналах. Например, согласно телеграм-каналу AVIAINCIDENT, еще 6 мая пассажиры самолета, выполнявшего рейс из Внуково в Махачкалу, заметили дрон по левому борту судна авиакомпании «Победа».
Первые беспилотники атаковали «Внуково» еще 30 мая, упав в районе терминала, обслуживающего первых лиц государства. В тот же день инфоресурс SHOT опубликовал информацию, что два неопознанных объекта пролетели над самолетом «Победы», вылетавшим из Шереметьево в Киров. Так что вопрос об безопасности полетов в Москву остается явно не нулевым.
Летать в Москву опасно и по другим причинам: совершенно не понятен уровень профессионализма персонала систем ПВО вокруг Москвы. Каждый самолет, заходящий на посадку в столице России, может стать случайной жертвой ракет, запускаемых по дронам. Напомним, что два года назад таким образом иранский расчет ПВО случайно сбил украинский самолет под Тегераном. Учитывая все большее количество иранской техники и инструкторов в Вооруженных силах РФ, умноженное на общую нервозность военнослужащих после отстранения от командования генерала Суровикина и его окружения, такой сценарий выглядит вполне вероятным.
Приемлемого выхода из ситуации для российских властей, по сути, нет. Предложения, вроде озвученного председателем комитета Госдумы по обороне Андреем Картаполовым, чтобы каждое предприятие собственными силами защищало воздушное пространство, звучит глупо. ПВО – целостная система, теряющая эффективность во фрагментированном виде. К тому же непонятно, как гражданские аэропорты смогут собственными силами организовать защиту большого сегмента воздушного пространства над собой.
Поэтому руководство соседней страны и продолжает замалчивать информацию об инцидентах в воздухе, раз за разом повторяя, «СВО идет по плану».
Можно предположить, что одной из целей атак на Москву и есть прекращение воздушного сообщения с российской столицей (подобно тому, как военная активность серьезно усложнила передвижение судов в Черным морем, нанеся убытки всем сторонам). По крайней мере белорусам, которым по каким-то причинам все еще нужно посетить Москву, стоит задуматься о возможности выбора менее экстремального вида транспорта, чем авиа.
Фактически уже сейчас небо над Москвой следовало бы закрыть. Потому что туристы, пробирающееся, например, в Крым наземным путем через руины Мариуполя, Мелитополь и Бердянск, рискуют ненамного меньше тех, которые прибывают в Россию самым, казалось бы, безопасным образом – по воздуху.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ