Общество

Закопать кувалду войны: на чем основан взаимный нейтралитет Лукашенко и Пригожина

В отличие от повсеместно расквартированных в Беларуси российских мобилизованных и кадровых военнослужащих, присутствие такого известного подразделения, как частная военная кампания «Вагнера» в стране не наблюдается. Но это не означает, что они их здесь нет.

Сам создатель ЧВК Евгений Пригожин на многочисленные вопросы о деятельности подразделения в Беларуси ответил лишь двумя предложениями:

«По нашим сведениям, граждане Белоруссии могут находиться в рядах ЧВК «Вагнер». Другой информацией мы не обладаем».

Глава Беларуси Александр Лукашенко с начала российской агрессии против Украины вообще не упоминал о солдатах Пригожина. Кажется, что эти два персонажа испытывают личную неприязнь друг к другу.

Возможно, причина этого кроется в событиях лета 2020 года, когда в Беларуси было задержано около 30 боевиков-«вагнеровцев», по версии белорусских властей, пытавшихся дестабилизировать обстановку в стране перед выборами. Но наиболее вероятно, что Лукашенко, который по состоянию на лето 2020-го года был на порядок менее зависим от Владимира Путина, просто продемонстрировал боевикам свою власть, после чего милостиво отпустил в Россию.

  • В Беларуси вообще по определению ничего не может быть «частного», даже если это, например, безобидные медицинские центры, против которых режим ведет самую настоящую войну. А уж если нечто «частное» несет пусть даже потенциальную угрозу режиму, оно вырывается с корнем. И, разумеется, здесь нет и никогда не будет места ни для какой частной военной компании, тем более с сомнительным собственником и мрачным бэкграундом. Поэтому между Пригожиным и Лукашенко существует некий неписанный пакт о нейтралитете, по которому структуры ЧВК не заходят на белорусскую землю, во всяком случае в рамках самодеятельности.

Хотя говорить о полном отсутствии «вагнеров» в РБ нельзя. Даже нынешней осенью много публикаций было посвящено деятельности связанной с Виктором Шейманом охранной компании «ГардСервис», к обучению сотрудников которой, как оказалось, привлекают бойцов российской ЧВК. Особую тревогу вызвали сообщения о том, что белорусских «охранников» учат несвойственным их номинальной деятельности навыка: зачистке зданий, штурму, инженерной подготовке. Хотя более вероятно, что в окружении Лукашенко задумались о создании собственной ЧВК на базе охранных агентств и всевозможных близких к силовикам военно-патриотических клубов.

Интересно, что параллельно с визитами пригожинцев на базы «ГардСервиса» в Беларуси готовилась очень странная амнистия. По этому поводу главред оппозиционного сайта «Хартия-97» Наталья Радина прямо говорит, что заключенных по уголовным делам могут амнистировать в обмен на службу в частных военных компаниях.

Александр Лукашенко, как нетрудно заметить, внимательно следит за ходом военных действий в Украине, и даже время от времени дает указания что-то модернизировать в белорусской армии с учетом боев в соседней стране. Идея создания собственного «Вагнера» тут уж просто лежит на поверхности. В конце концов, каждый диктатор мечтает о личном отряде из заключенных. Не зря министр внутренних дел Иван Кубраков как-то мрачно намекнул, что вчерашние зэки «не останутся один на один с собой на воле».

Но если белорусов не вербуют в ЧВУ «Вагнера» в Беларуси, то они всегда могут записаться в наемники на территории России. В мае стало известно о гибели на Донбассе белорусского полковника авиации, который отправился на войну в составе российской ЧВК.

По уточненным данным, погибший – 68-летний военный пенсионер из Лиды Николай Марков, самолет которого украинская армия сбила над Попасной. В начале февраля украинские военные взяли в плен жителя Речинского района Андрея Гериловича, воевавшего в составе ЧВК.

  • Сколько белорусских наемников еще воюет в частных военных компаниях в России, сказать сегодня не представляется возможным. Однако предположим, что большинство из них известно белорусским спецслужбам. Какая-то часть наемников, вероятно, и являются одновременно сотрудниками этих самых спецслужб. А другая, кажется, до конца и не понимает, во что вляпалась.

Напомним, что наемничество в Беларуси считается противозаконным. До рокового для себя 2020 года Александр Лукашенко отдавал под суд белорусов, воевавших за ДНР и ЛНР, рассматривая их как потенциальных смутьянов. После фактической оккупации Беларуси российскими войсками влияние Лукашенко оказалось сильно ограниченным. В нынешнем положении отдавать под суд пророссийских наемников ему явно не с руки.

Но это совершенно не означает, что белорусских наемников не вносят в некие списки, по которым они могут в один день отправиться на лесоповал – европейским мебельщикам, как известно, никакие санкции не мешают продолжать закупать белорусскую древесину.

С другой стороны, Лукашенко может быть даже выгодно участие буйных белорусов в ЧВК и войне на Украине: после того, как проевропейски ориентированная оппозиция оказалась в изгнании и тюрьме, необузданных русофилов можно пустить в расход, бросив в атаки на украинские укрепления где-то под Бахмутом. А для гарантии еще и добить отказников кувалдами. Глядишь, и не останется, кого садить.

По сути своей белорусский наемник обречен с того самого момента, как он решил связаться с частным военным бизнесом. С того времени у него есть только два пути – либо могила в Украине, либо тюремный срок по возвращению в Беларусь. Третьего по сути не дано.

Ведь и сам Пригожин после достижения поставленных перед ним целей будет заинтересован в ликвидации вчерашних подельников, как и поступали со своими соратниками все лидеры разбойничьих шаек, которым удавалось пробиться в истеблишмент. А как в этой банде с помощью кувалды убирают желающих выйти из игры, в ЧВК даже не скрывают.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть