Восставшие из могил: что общего между «исчезновениями» Лукашенко и Кадырова
Осеннее исчезновение, а затем и столь же внезапное появление, чеченского лидера Рамзана Кадырова удивительно напоминает пропажу Александра Лукашенко весной этого года. В обеих случаях поползли слухи о неизлечимой болезни и даже смерти политиков. В конце концов, если Владимир Путин отдал приказ, или был в курсе, подготовки покушения на Евгения Пригожина, то почему при необходимости он точно также не поступит с Кадырова и Лукашенко? Но главный питательный субстрат этих слухов, конечно, глубокая надежда народов на то, что хоть в этот раз они окажутся правдой.
Напомним, что явно нездоровым Александр Лукашенко выглядел еще на параде 9 мая в Москве. К тому же на его руке заметили бинт, возможно, скрывающий медицинский катетер. На видео возложения венков было хорошо видно, что диктатор не смог самостоятельно пройти триста метров и был вынужден воспользоваться транспортом. Позже стало известно, что Лукашенко не остался на обеде у Путина, а, по версии проекта «Мотолько», был госпитализирован в «Республиканский клинический медицинский центр» на берегу водохранилища Дрозды.
После этого Лукашенко на несколько дней выпал из медиапространства, пропустив ряд важных мероприятий. Все это время официозные СМИ держали тревожную паузу, лишь изредка размещая архивные сюжеты с главой государства, еще более интригуя население. А после того, как пресс-служба заявила, что у Лукашенко «плотный график» и «работа с документами» (эвфемизмы, которыми ранее объяснялось отсутствие на работе тяжело больного Ельцина), подозрения начали перерастать в уверенность.
Со временем Лукашенко начал появляться чаще, объяснив свое исчезновение «аденовирусом», однако, видимо, проблемы со здоровьем все еще преследовали его: он не принял участие во встрече премьеров стран ЕАЭС в июне, заменив ее двусторонней встречей с Путиным – при этом под его одежду было надето нечто, напоминающее медицинский корсет. Что все это означает, белорусами не потрудился объяснить.
Точно также не объяснил происходящее и внезапно «воскресший» Рамзан Кадыров, в выходные предложивший в своем телеграм-канале «прогуляться на свежем воздухе». Ролик был размещен ровно через полчаса после того, как чеченский оппозиционер Абубакар Янгулбаев разместил в своем канале короткий пост «Кадыров умер». Утверждается, что запись с главой Чечни сделана в Грозном, но ни место, ни дата съемки не установлены.
Слухи о тяжелой болезни Кадырова появились весной 2023-го, когда он после длительного отсутствия появился на публике с разительными изменениями во внешности: сильно прибавил в весе и выглядел осунувшимся. Поговаривали, что у представителя путинского режима проблемы с почками из-за возможного отравления.
Летом российские паблики отметили отсутствие перемещений кортежа Кадырова в Чечне, к тому же его сын Адам написал довольно странное сообщение, в котором призвал Всевышнего хранить своего отца. Таким образом, тема нездоровья Кадырова вновь стала широко дебатироваться. Впрочем, 3 июля Кадыров вновь опубликовали видео, на этот раз с чаепития.
На очередное исчезновение чеченского лидера 15 сентября обратил внимание российский оппозиционер Дмитрий Гудков, сообщив со ссылкой на влиятельные источники, что у Кадырова была неудачная операция трансплантации почек, которая привела к отторжению. За день до этого чеченский оппозиционный канал NIYSO предполагал, что глава Чечни «находится в коме». 16 сентября об ухудшении здоровья политика синхронно сообщили как военная разведка Украины, так и Z-военкоры.
В воскресение телеграм-канал ВЧК-ОГПУ информировал, что с утра к Центральной клинической больнице съезжаются автомобили с чеченскими номерами и что их пропускают без досмотра. «Только за один час в ЦКБ прибыли чеченские “Майбах” с двумя машинами охраны, “Порш Кайен”, четыре “Гелендвагена” и два “БМВ”», – утверждали авторы канала.
С возможной госпитализацией Кадырова издание «Верстка» связывает и длительное пребывание его личного самолета в Москве. Как говорится, «надежда умирает последней», и блогеры с энтузиазмом продолжают наблюдать за активностью силовиков в Грозном, ситуацией вокруг ЦКБ и даже родовым кладбищем кадыровского тейпа в Чечне. Ну и вопрос наследника, конечно, обсуждают.
Потому что в том виртуальном мире, в котором живет Россия, где вместо настоящего президента действуют его двойники, а картину дня рисуют фабрики троллей, полагаться можно только на собственное представление о реальности и фейках. В какой-то мере таким образом возникают и самые безумные легенды о нравах в Северной Корее – закрытая страна, считающая ниже собственного достоинства что-то опровергать, просто не может не обрасти слухами.
В значительной мере это касается и Беларуси, власть которой не опускается до того, чтобы рассказывать народу о состоянии здоровья своего вождя. Логика административной вертикали понятна: признать, что диктатор может заболеть – это как признаться в его смертности, а осознание смертности диктатора может подвигнуть кого-то ускорить этот процесс.
Хотя между Беларусью и Россией, конечно, есть и разница. В то время, когда белорусы лишь ждут отхода от власти своего диктатора, в России много не верящих в гибель Евгения Пригожина. Ожидая смерти Кадырова, какая-то часть российского населения однозначно ждет воскрешения основателя ЧВК «Вагнер», готовая, видимо, идти за ним точно также, как их предки шли за Лжедмитрием.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ