Вокзал для двоих: почему Союзное государство не способно расширяться
На стадии межправительственного согласования находится вопрос создания и производства белорусско-российского пассажирского самолета, заявил на днях главный инженер барановичского предприятия «558-й авиационный ремонтный завод» Андрей Тучин. 19-местное воздушное судно планируют сертифицировать в 2027 году, а начать эксплуатировать – в 2028-ом. Но есть подозрение, что эти планы слишком оптимистичны.
Для понимания потенциала российского самолетостроения стоить присмотреться к судьбе другого российского авиапроекта – регионального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100. Его разработкой занялись еще в 1990-х, планируя сделать гордостью отечественного авиастроения. Но создать качественное судно своими силами не получилось, проект преобразовали в международный. Двигатели, например, конструировала французская фирма. В итоге начать серийный выпуск самолетов с большими усилиями удалось лишь у концу «нулевых».
Всего несколько иностранных авиакомпания решились летать на Sukhoi Superjet 100, да и те пожалели. С обслуживанием самолетов возникли проблемы, которые еще более усугубились с введением против РФ западных санкций. Последним иностранным эксплуатантом Superjet стала мексиканская авиакомпания Interjet. В 2019 году она решила избавиться от 22 боротов и в конце концов вообще разорилась. Ее имущество сейчас продают с молотка.
На примере авиации можно сделать выводы о состоянии всего научно-промышленного комплекса РФ. Также впору задаться вопросом: каковы перспективы Союзного государства, если его ведущая держава не способна произвести не самый сложный пассажирский самолет? Принесет ли СССР 2.0 пользу Беларуси?
В Советском Союзе БССР была далеко не последней республикой. Белорусская ССР славилась прежде всего легкой и пищевой промышленностью. Почти половина искусственных тканей производилась в Могилеве на фабрике искусственного шелка. Белорусские продукты – молочка, консервы – стали символом эпохи развитого социализма.
Всем известны карьерные великаны БелАЗы и гордость советского ВПК тягачи МЗКТ. Выпускала Белоруссия холодильники и телевизоры. А вот про то, что в нашей республике развивались технологии пятого уклада, знают уже не все. На минском заводе имени Орджоникидзе выпускались ЭВМ серии «Минск», которые составляли основу технологического парка СССР (около 70%).
БССР была важным транзитным пунктом. Отсюда товары переправляли в Прибалтику, Польшу и далее в страны Варшавского договора. Перед развалом Союза Белоруссия была одной из немногих республик, которая имела положительное (+3,1 млрд. рублей) сальдо внутренней торговли.
С распадом СССР экономическая сказка закончилась. Как только западные рынки открылись, морально устаревшая продукция «залегла». Сегодня товары Беларуси покупают бедные страны Африки, Азии, некоторые бывшие советские республики. Основным источником валютных поступление являются калийные удобрения, но с введением санкций и этот тонкий ручеек тает.
Способно ли Союзное государство достичь былого «величие» СССР? Сразу стоит отметить, что величия-то и не было. Это была страна тотального дефицита, в которой рулон туалетной бумаги был подарком на Новый Год. Только ВПК шатко-валко держался на низком, но все же приемлемом уровне.
Однако новая версия – Союзное государство, неспособно даже на такое.
Союзное государство создано не для упрощения торговли, обмена технологиями, распределения производства. Эта организация возникла для дружбы и сотрудничества против Запада. Главное в ней – идеологическая составляющая. А где присутствует агрессивная идеология, там нет места свободным рыночным отношениям и как результат – неэффективная экономика.
В составе СССР было 15 республик, плюс страны Варшавского договора, которые составляли пусть и не идеальную, но все же сбалансированную экономическую зону. Сегодняшнее Союзное государство – это две страны изгоя, находящиеся под жесткими экономическими санкциями, с недостаточной ресурсной и материальной базой и ограниченным рынком сбыта.
И наконец самое главное. Современное производство построено на высоких технологиях, которые в свою очередь являются продуктом фундаментальных исследования. Ни у нас, ни даже у куда более богатой России нет возможности вести такие исследования, а к зарубежным доступ закрыт.
Разругавшись с соседями Беларусь утратила статус транспортного узла. Сейчас РБ – это западная окраина, за которым совсем другая цивилизация и технологии. Создав Союзное государство мы поставили крест на развитие своей экономики и будущего.
Не удивительно, что в составе СССР 2.0 насчитывается ровно два субъекта – РФ и РБ. Учитывая ненужную войну России с Украиной, вряд ли состав этого образования изменится.
Лучше других о союзе высказался президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Комментируя предложение Александра Лукашенко вступить Казахстану в Союзное государство он сказал: «Я оценил его шутку».
Андрей САХНЕВИЧ