Политика

Войны не надо – главное маневры. Глубинные смыслы белорусских учений

У постороннего незаангажированного наблюдателя может создаться впечатление, что учения «Союзная решимость» в Беларуси продолжаются до сих пор. Начиная с февраля и до сегодня Вооруженные силы страны пребывают в состоянии перманентных учений, маневров и внезапных тревог.

О некоторых из учений сообщается официально, некоторые не афишируются, и о, например, мартовских маневрах на Брестском полигоне мы знаем только из сообщений блогеров. Если же присмотреться внимательнее, за бесконечными маневрами вырисовывается некая общая идея.

Нетрудно заметить, что формы белорусских учений менялись в зависимости от успехов или неудач российских агрессоров на территории Украины. До конца марта, когда русским пришлось окончательно покинуть приграничные с Беларусью Черниговскую, Киевскую и Житомирскую области, передвижения белорусских войск проходили по одному сценарию: перемещения из мест дислокации к украинской границе и возвращение обратно.

Таким образом, например, «на усиление границы» в Брестской области в начале марта выдвинулась 38-я Брестская отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада, к концу месяца вернувшаяся в казармы. Выдвижение на границу пяти батальонных тактических групп «с целью недопущения проникновения украинских националистических формирований» 11 марта подтвердил глава Генштаба Виктор Гулевич.

Многочисленные упоминания о такого рода маневрах в феврале-марте можно найти в признанных минским режимом «экстремистскими» мониторинговых каналах «Беларускi Гаюн» и «Мотолько Помоги».

С изгнанием русских солдат из пограничных с Беларусью территорий в первых числах апреля, предыдущий вектор маневров «казарма-граница-казарма» сменился на хаотическое передвижение по всей территории Республики. Учения проводились не только на юге страны, но и на севере, и на западе. Они разнообразились по численности и форме, иногда взаимно дополняли друг друга.

Так, в апреле на тактико-специальных учениях минского ОМОНа и ВВ отрабатывались действия при нападении на колонну техники и пресечение попыток боевиков проникнуть в населенный пункт.

В начала мая после разговора Александра Лукашенко с Владимиром Путиным было объявлено о внезапной проверке сил быстрого реагирования ВС Беларуси к готовности «действовать на незнакомых участках местности в условиях быстро меняющейся обстановки». Несмотря на заверения об отсутствии угрозы «для европейского сообщества в целом и соседних стран в частности перемещения войск вызвали тревогу у соседей.

И вот буквально на днях было объявлено о начале второго этапа внезапной проверки, который сопровождается формированием частей территориальных войск, к тому же под личным руководством начальника Генштаба. Удивительный факт: чем более грозными выглядит легенда маневров, тем меньше уверенности в реальной готовности белорусских военных принять участие в российских авантюрах.

Так, из ежедневных сводок украинского Генштаба почти исчезла обязательная ранее формула о «высокой вероятности втягивания вооруженных сил Республики Беларусь в военную операцию против Украины». Даже призванная произвести впечатление мобилизация бойцов территориальных войск (которая согласно белорусскому законодательству проводится в угрожаемый период или с началом войны) не произвела на украинцев никакого впечатления.

«Не видим признаков подготовки к наступлению», — сообщил украинский Генштаб.

Британская разведка также уже не видит в белорусских учениях отклонений, «представляющих угрозу для союзников и партнеров». В ее отчетах упоминается только о стремлении России «раздуть угрозу нынешних маневров», чтобы не дать возможность Украине перебросить свои войска с северной границы на Донбасс.

Но если украинцы в последнее время игнорируют белорусские маневры, то, может быть, адресат здесь – не Украина? Ведь нетрудно предположить, что находясь под постоянным давлением Путина, требующего активного участия белорусских войск в войне, единственным выходом для Лукашенко остается сослаться на неготовность собственных войск.

“Мы бы и рады, — как бы говорит он российскому коллеге, — только вот сначала нам нужно провести учения по боевому слаживанию. А потом еще и потренироваться наступать в незнакомой местности. И не забыть о территориальной обороне”.

Кто знает характер Александра Лукашенко, а белорусы его знают как никто, подобные оправдания глава страны может генерировать бесконечно. Таким же образом он оттягивает окончательную интеграцию с Россией все последние двадцать лет! Говоря словами известного аналитика, на каждый «пинок» от Путина Лукашенко реагирует «бряцанием» своего оружия, не переходя при этом критической черты.

Подобное поведение демонстрировали герои Салтыкова-Щедрина, которым начальство приказало отрубить себе палец: все хором кричали «рады стараться, ваше благородие», — но пальцев при этом не рубили.

А ведь на поверхности и исторические параллели: достаточно вспомнить, что Гитлер тоже побуждал своего испанского союзника Франсиско Франко если не прямо вступить войну со всеми врагами Германии, то хотя бы захватить у британцев Гибралтар. Франко изо всех сил отворачивался аргументами, похожими на нынешние лукашенковские: нужно провести еще немного учений и вообще Германии намного выгоднее иметь союзником нейтральную Испанию. В конце концов, как известно, Франко ограничился отправкой на восточный фронт добровольцев «Голубой дивизии», отозванных затем в 1943-м году.

Надо полагать, и Александр Лукашенко был бы тоже не против собрать всех белорусских путинофилов в одну сводную дивизию и отправить куда-нибудь на Донбасс, чтобы они оттуда уже никогда не вернулись.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть