В Беларуси исчезают политзаключенные, – The Washington Post
Американская газета The Washington Post опубликовала редакционную статью о белорусских политзаключенных, которые находятся в режиме инкоммуникадо — то есть без связи с внешним миром. В частности, в ней говорится о Николае Статкевиче, Сергее Тихановском, Викторе Бабарико, Марии Колесниковой, Максиме Знаке, Игоре Лосике.
Авторы отмечают, что эта практика «выходит далеко за пределы Беларуси» и напоминают о Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, одобренной Генеральной Ассамблея ООН в 2010 году.
В статье говорится о том, что и Тихановский, и Бабарико исчезли более чем на год. Согласно аналитической записке, опубликованной Freedom House, семья и адвокаты Тихановского не получали от него известий с 9 марта 2023 года. От Бабарико нет вестей с 26 апреля 2023 года. Это разрушительно как для заключенных, не получающих ни слова, ни сообщения извне, так и для их семей, не знающих, живы ли их близкие.
По данным Freedom House, Колесникова находится под стражей без связи с внешним миром с 15 февраля 2023 года, то есть уже больше года. О ее адвокате и коллеге по оппозиции Максиме Знаке, который также был арестован, ничего не слышно с 8 февраля 2023 года.
Игорь Лосик до выборов вел популярный Telegram-канал. Он был арестован в июне 2020 года, обвинен в «разжигании ненависти» и «организации беспорядков» и приговорен к 15 годам лишения свободы. Последний контакт с ним был 20 февраля 2023 года. Николай Статкевич, оппозиционный политик, был арестован по пути на один из предвыборных митингов Тихановской и позже приговорен к 14 годам тюрьмы за «организацию беспорядков». О нем ничего не слышно с 10 февраля 2023 года.
Генеральная Ассамблея ООН одобрила Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 23 декабря 2010 года. Конвенция провозглашает: «Никто не должен подвергаться насильственному исчезновению» и «Никакие исключительные обстоятельства, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием насильственного исчезновения». К сожалению, 84 страны, включая Беларусь, Саудовскую Аравию и Соединенные Штаты, не приняли никаких мер по этому договору.
Мир может продолжать привлекать внимание к делам этих заключенных. Соединенные Штаты и другие страны должны регулярно требовать доказательств жизни исчезнувших. Диктатурам нельзя позволить захлопнуть двери тюрьмы, выбросить ключ и ничего не слышать об этом.