«Украина остудила пыл Лукашенко». Павел Усов рассказал, к чему готовится странам Восточной Европы
Какую роль играет ЧВК Вагнер в Беларуси, как Россия пытается заморозить войну в Украине и почему Лукашенко понял, что нужно снизить градус риторики – об этом в интервью «БелНовости» рассказал политолог и руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павел Усов.
- Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и президент Литвы Гитанас Науседа считают, что находящиеся в Беларуси наемники ЧВК «Вагнера» могут совершать провокации на границе стран НАТО. На ваш взгляд, что может произойти?
Все что угодно. События последних лет, особенно после широкомасштабной войны против Украины, показали – Россия способна на любые действия.
Все будет зависеть от характера событий в Украине. Сейчас России невыгодно открывать еще один фронт, так как это деконцентрирует ресурсы. Москва сосредоточена на том, чтобы не допустить прорыва ВСУ на фронте, не дать Украине успешно завершить наступление.
Однако, если ситуация на украинском фронте для России будет критичной, «Вагнер» будет использован, чтобы создать точку напряжение со странами НАТО, оттянуть ресурсы Альянса для обеспечения безопасности на северо-восточном направлении. В том числе, создать психологическое давление на Запад, чтобы принудить к заморозке войны в Украине.
- Заморозка тут главная цель?
Это является ключевым приоритетом России: как можно быстрее заморозить войну и обеспечить себе геополитическое, политическое превосходство и победу. Поэтому «Вагнер» будет дополнительным механизмом как военной, так и психологической угрозы. Такую роль должно было играть тактическое ядерное оружие. Но понятно, что использовать его в конфликте с Западом чревато, а вот использование каких-то диверсионных групп и создание точек напряжения, как это было с мигрантами в 2021 году на границе с Польшей и Литвой, это вполне вероятно.
- То есть, это будет скрытая агрессия со стороны России, например как прилет неизвестного ударного беспилотника, когда все будут гадать, кто же его запустил?
Да, так и будет. Будут провоцировать кризисы на границе, организовывать диверсии на гражданских объектах, на военных и пограничной инфраструктурах Польши и Литвы. Плюс убийства, что может провоцировать эскалацию и создавать внутренние кризисы в Польше и Литве, показывать несостоятельность правительств в вопросах безопасности. Это одна из скрытых целей Путина. Роль Лукашенко в этом минимальна. Он не может контролировать 7 тысяч боевиков.
На фоне угрозы эскалации Москва может потребовать у Запада экономических уступок. Например, в прошлом году была история с разблокировкой транзита в Калининград российских товаров.
- Во-первых, сейчас ситуация настолько усугубилась, что скорее она будет ухудшаться, чем улучшаться, в том числе с транзитом. Польша и Литва выступают за более жесткие санкции. Не думаю, что у них будет желание идти на уступки. Закрытие транзита в прошлом году было исключительно литовским решением вопреки позиции Евросоюза. Именно ЕС настоял на том, чтобы открыть транзит, боясь нарастания конфликта и эскалации.
- Во-вторых, товарищи из РФ, ЛНР и ДНР настроены на войну. Они сами по себе неадекватны. А что делать с вооруженными головорезами, которые уже в России убивают? Поэтому всю агрессию этих неадекватных людей нужно направлять на внешний объект. Повторится сценарий 2021 года (с территории Беларуси направляли мигрантов на границы Польши и Литвы – ред), только управлять ими будет трудно.
Более удобный для Кремля коридор «канализации агрессии» – создание напряжение на границе с Украиной, а не Польшей и Литвой. Конфликты на границе с Украиной могут тоже стать одним из этапов борьбы «вагнеровцев».
- Если украинская граница заминирована, мосты разрушены, то что будет с литовской и польской границами?
Тысячи километров границы, где огромные лесные массивы, перекрыть и заминировать сложно. То же Полесье с его лесами и болотами может быть использовано для прохода диверсионных групп. Такие группы уже ходили в Украину со стороны Беларуси.
Думаю, Польша и Литва будут усиливать контингент на границе, в том числе и НАТО. Но появление диверсантов и малых военных групп на территории этих стран исключать нельзя. И это будут уже не бедные мигранты, которых палками можно загнать обратно. Со стороны Польши есть заявление, что в случае серьезной провокации она нанесет ответные удары. Для демонстрации силы Польша разместила у границы система залпового огня Хаймарс.
- Путин и Лукашенко постоянно вспоминают Польшу, идут апелляции к истории. Как отреагируют на это в Польше?
Такие заявления направлены на обывателей, которые должны видеть, какая Россия мощная и как ее все боятся. Однако, развязать третью мировою войну у Москвы просто нет ресурсов.
Если говорить об информационном противостоянии, разговорах о том, что часть территории было подарено Польше Сталиным, отсылки к соглашениям в Ялте, то Варшава отвечает вполне адекватно. Например, в Польше принят закон, по которому Калининград в публичной сфере называется по-старопольски – Кролевец. То есть, Польша в информационном плане контратакует Россию.
Что касается других стран Восточной Европы, то российская пропаганда наносит им серьезный урон в информационной войне. Ведь, по сути, Москва формировала взгляды на всю истории этого региона. На Западе не понимают деструктивного влияния РФ. Понимают только в Польше и Литве, пытаются противодействовать. И даже Латвия готова к противостоянию, но тут нужна слаженная политика всех европейских стран.
- А Лукашенко это понимает?
Лукашенко понимает и чувствует, поэтому в своей риторике идет на попятную. Если он с Путиным на встрече говорил, что «вагнеровцы» хотят идти на Жешув и Варшаву, то позже сказал, что пошутил. На уровне риторики он пытается деэскалировать ситуацию. Заявил, что никому не нужен Сувалкский коридор, соединяющий Польшу и Литву.
Украина показала удары дронами по Москве, и это остудило пыл и раж Лукашенко. Он знает, что это взрослая игра. Понимает, что если начнется бомбардировка территории Беларуси, Путин ему не поможет. До Минска эти дроны долететь быстрее и ущерб будет серьезней, так как система противовоздушной обороны Беларуси более слабая.
Еще один момент – Польша и Литва готовы полностью закрыть границу с Беларусью для товаров и людей. Это грозит Беларуси коллапсом.
Виктор ЧЕРНЫШ