Таран против Европы: что стоит за идеей второй АЭС в Беларуси

Беларуси было бы выгодно построить вторую АЭС, заявил Александр Лукашенко на недавней встрече с коллективом БелАЭС и жителями Островца. Режим давно рассуждает о второй станции, хотя окончательное решение, как и с БелАЭС, примут в Москве. Определяющей будет, конечно, политическая целесообразность.
Несмотря не проблемы с вводом первого и второго блоков БелАЭС, что характерно для таких сложных проектов, они способны обеспечить электроэнергией около 40% потребностей страны. С постройкой второй станции этот показатель вырастет до 80%. При том, что газовая белорусская генерация на ТЭЦ никуда не денется. Значит, электроэнергию необходимо будет продавать за границу.
Война и энергетическая экспансия Москвы
Если смотреть на БелАЭС в контексте энергетического дефицита стран Центрально-Восточной Европы, политический смысл ее строительства проявляется весьма четко. Другими словами, Россия и Беларусь осуществляют подготовку к энергетической экспансии в регионе.
В этом есть и издержки для Минска, так как экспортировать электроэнергию в Литву или Польшу и атаковать их мигрантами, да еще оказывая военную помощь стране-агрессору, практически невыполнимая задача. Тем не менее до 24 февраля 2022 года у Минска это получалось по объективным факторам: в 2009 году Литва по требованию ЕС закрыла свою Игналинскую АЭС, против газа и электроэнергии из Беларуси и России не введены санкции.
Конечно, литовцы и поляки против покупки белорусской атомной энергии. Но даже это не означает сворачивание разговоров по строительству второй АЭС в Беларуси, так как существуют фундаментальные факторы в самом Евросоюзе.
Европейский зеленый курс и давление на соседей
Огромное влияние на Латвию, Польшу, Литву и Украину будет оказывать заявленный в ЕС «зеленый переход». Это политика касается как стран внутри Союза, так и импортеров в ЕС. Например, с 2026 года планируется внедрение «механизма корректировки углеродных границ» (CBAM), а именно — введение налога на импорт «углеродосодержащих» товаров, включая энергию, что зацепит страны вне ЕС.
«Грязной» будет считаться угольная генерация, а чистыми — возобновляемые источники энергии, газовая генерация, ГЭС и АЭС. В это же время у Беларуси будет профицит относительно «чистой» генерации на газе и АЭС.
Польше, Украине и Литве нужны будут или дешевый газ, или дешевая электроэнергия, или дотации Евросоюза. За дешевым газом нужно идти к России, за дешевой электроэнергий — к Беларуси (фактически к России). Понятно, что страны будут пытаться выбивать с ЕС еще большие дотации, а это приведет к нарастанию недовольства в Евросоюзе.
Если Литва и Польша как члены Евросоюза могут рассчитывать на структурные фонды ЕС и платежеспособность своего населения, то Украине нужно будет постоянно обращаться за помощью к Западу.
Украине будут помогать, но требовать взамен повышения тарифов и реформ — что равнозначно давлению на украинское население и провоцирование политических кризисов внутри страны. Этого Москве и нужно.
Таким образом, постройка АЭС в Беларуси является элементом политики, одновременно связанной с экологической повесткой Евросоюза и конструированием Россией своей зоны влияния в Европе, которая опирается на природные богатства РФ и ее ядерные технологии.
Беларусь в этом пасьянсе лишь клин Москвы против стран Балтии, Польши и Украины.
Виктор ЧЕРНЫШ