Политика

Станет ли Казахстан “серой зоной” санкционной торговли?

Минфин Казахстана опубликовал, а затем убрал со своего сайта вынесенный для общественного обсуждения проект приказа «Об утверждении правил реализации пилотного проекта по учету перемещения отдельных видов товаров при их вывозе с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации и Республики Беларусь», который делает фактически невозможными поставки в эти две страны подсанкционной продукции через территорию Казахстана.

Суть его заключается в том, что казахстанские власти не будут заверять электронные счета-фактуры «если страной происхождения товаров является страна, которой введен запрет на экспорт отдельных видов товаров», а без этого пересечение ими казахской границы запрещено. Статус общественного обсуждения позволяет властям Казахстана прозондировать реакцию России на переход страны в лагерь государств, поддерживающих антироссийские санкции. Российский союз промышленников и предпринимателей уже назвал документ «потенциальным барьером в союзной торговле».

Казахстан в последние месяцы стал страной, в которой прячется от наложенных на него ограничений русский бизнес, он является главным поставщиком товаров для параллельного импорта в РФ, даже часть российских автоперевозчиков после закрытия для них европейских границ, перерегистрировалась в Казахстане. С другой стороны, в Нурсултане не желают быть «серой зоной» у российской границы, так как видят намного более выгодные альтернативы — как политического, так и экономического характера.

Касым-Жомарту Токаеву не нравится давление со стороны Кремля, принуждающего его принять участие в войне против Украины. Последний раз его к этому публично призывал Рамзан Кадыров, прозрачно намекнув, что войска ОДКБ, ранее отстранившие от власти Назарбаева, могут так же поступить и с его преемником. В ответ казахский президент назвал «ложными» утверждения о том, что Казахстан чем-то обязан России. 17 июня, выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Токаев в присутствии Владимира Путина назвал российские оккупационные администрации Донбасса «квазигосударственными образованиями». На следующий же день Россия прекратила отгрузку казахской нефти через новороссийский порт, якобы из-за найденных там мин времен Второй мировой войны. В ответ Казахстан приостановил транзит российского угля, на фоне обострения отношний произошел взрыв на крупнейшем казахском нефтяном месторождении Тенгиз.

Как видим, личное противостояние Путина и Токаева бьет по белорусам рикошетом: существование «Союзного государства» делает невозможным введение эффективных санкций против России без введения зеркальных ограничений против Беларуси.

Кроме того, в Нурсултане рассчитывают на приток западных инвестиций, в том числе на создание альтернативных конфигураций транспортных коридоров Западный Китай—ЕС, минуя Россию. Особенно важной является задача диверсификации поставок нефти через Транскаспийский маршрут, и есть немало спонсоров, готовых вложиться в его создание.

Но для этого казахам нужно четко определиться с исполнением санкций, наложенных на Российскую Федерацию и Республику Беларусь как непосредственно ответственных за развязывание агрессивной войны против Украины.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть