Общество

Скандал с автобусами МАЗ в России: показательная история о том, как Лукашенко ведет «бизнес»

Эта печальная история началась весной прошлого года, когда МАЗ выиграл тендер на поставку в Петербург почти 900 автобусов на газомоторном топливе. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов в приподнятом настроении провели торжественную церемонию по передаче городу на Неве первой партии пассажирской техники. Не до улыбок чиновникам стало уже летом 2022 года. По СМИ широко разошлась информация о том, как в июне в Петербурге загорелись сразу два автобуса МАЗ, пишет Салідарнасць.

На скандал вынужден был отреагировать Александр Лукашенко. Он, естественно, попытался сделать вид, что ничего страшного не произошло. Однако дал указания чиновникам выполнить все обязательства перед Петербургом.

Тогда же стала известна возможная причина возгораний автобусов МАЗ, которая вытекала из введенных по вине Лукашенко санкций против Беларуси. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков сообщил:

«Специалисты МАЗа не исключают вероятность того, что в условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек при поставках комплектов гидропривода могла произойти замена проверенных фланцев на другие, аналогичные по техническим характеристикам, но не имеющие проверенных референций. Осмотр автобусов, проведенный сотрудниками завода в Колпинском парке, подтверждает эту вероятность».

Однако решить проблему это знание не помогло. В октябре 2022-го в Петербурге загорелся очередной автобус МАЗ.

В феврале этого года Лукашенко вернулся к проблемам предприятия. Выяснилось, что, несмотря на огромный заказ, МАЗ находится в сложнейшей финансовой ситуации: к правителю обратились с просьбой реструктуризировать примерно половину задолженности.

«А почему он (директор МАЗа – ред.) не зарабатывает?» – возмутился Лукашенко, но согласился оказать дополнительную поддержку предприятию, если будут четко определены «приемлемые» для государства финансовые условия.

А в июне в Санкт-Петербурге полностью сгорел очередной МАЗ. Как сообщалось, по причине короткого замыкания. Петербургские власти больше не могли делать вид, что все в порядке и признались, что всего последний год в городе сгорели 12 пассажирских автобусов, большинство из которых составляли МАЗы.

В пресс-службе городского комитета по транспорту Петербурга 2 августа сообщили, что эксплуатацию 137 автобусов марки «МАЗ» приостановили в связи с обнаружением неполадок, которые могут привести к возгоранию. Тех самых МАЗ, поступивших в Петербург в рамках контрактов, заключенных в 2022 году. В тот же день пресс-служба МАЗа сообщила, что руководство предприятия «продолжает активную работу» с комитетом по транспорту Санкт-Петербурга по возвращению техники на маршруты города.

Подытожим. Лукашенко через связи с руководством РФ добился закупок российскими городами белорусских автобусов. Но с их качеством очевидные проблемы – такие, что они угрожают жизням пассажиров (не стоит верить словам, что «питерцы очень довольны нашей техникой»). Вероятно, кризис в производстве связан с санкциями, введенными против Беларуси по вине Лукашенко. В результате мучаются обе стороны: российская, поскольку вынуждена покупать явно некачественную технику, и белорусская, которую поставки в РФ вовсе не делают богатыми.

Отметим, что в июле продажи автобусов МАЗ на рынке России снизились на 78,8% в сравнении с тем же месяцем 2022-го. Было продано 43 новых автобуса Минского автомобильного завода, год назад — 203. Об этом свидетельствуют данные российского агентства «Автостат». На долю продукции МАЗ в июле пришлось 3,9% этого сегмента авторынка РФ, белорусский бренд занял 5-е место (годом ранее — 22,5% и 2-е место).

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть