Республика без парламента: почему оппозиция в Беларуси не может добиться успеха
Массовые протесты, среди прочего, показал полное отсутствие в Беларуси парламента. Национальное собрание Республики Беларусь вроде бы есть, а вот самостоятельная законодательная ветвь власти – отсутствует. Причем, именно ликвидация парламентаризма позволила Лукашенко сначала узурпировать власть, а впоследствии – подавить народные протесты. Смена модели власти для белорусов представляется не менее важной, чем отстранение узурпатора.
В то время, как белорусы протестовали против фальсификации выборов, их избранники делали вид, будто в стране ничего не происходит. Иногда вообще казалось, будто парламента в Беларуси нет. Национальное собрание Республики Беларусь (110 депутатов в нижней палате и 64 – в верхней) существуют формально, чем реально.
Народные избранники не замечали острейшего политического кризиса 2020-2021 годов. И даже наличие депутатской неприкосновенности не сделало их хоть немного политически активными. Теперь они не видят, что Беларусь фактически попала под протекторат Москвы и предоставила свою территорию для агрессии против Украины…
Следует особо отметить, что сам Александр Лукашенко пришел в политику именно как народный избранник и парламентский трибун. В 1990 году директор совхоза «Городец» в Шкловском районе Могилевской области был избран депутатом Верховного Совета Белорусской ССР. Вскоре, активно используя парламентскую трибуну и должность главы парламентской комиссии по борьбе с коррупцией, успешно баллотировался в президенты.
Однако, став во главе государства, Лукашенко сразу же сделал все возможное, чтобы перетянуть на себя максимум полномочий, а роль высшего законодательного органа свести к фиктивно-бутафорской. В 1995-1996 годах он спровоцировал политический кризис, в результате которого парламентаризм в Беларуси фактически был ликвидирован, а основные властные полномочия перешли к Лукашенко, который заодно обнулил сроки своего правления. Фактически, после 1996 года парламент власти перестал существовать. Осталась лишь фикция.
Такая модель власти сделала Беларусь похожей не на европейские или закавказские, а на среднеазиатские республики бывшего СССР. Ведь даже в не менее авторитарной России – парламент, хоть и перестал быть «местом для дискуссий», но все же играет более заметную роль.
Часто сравнивая белорусские протесты с украинскими Майданами, обозреватели задаются вопросом: почему в Киеве революции получаются, а в Минске – нет? И тут надо признать, что именно независимый парламент является старховкой от узурпаторства.
Следует отметить, что каким бы малопривлекательным ни был парламент в глазах украинцев, там всегда была оппозиция, которая благодаря трибуне влияла на развитие событий. Президенты Кучма или Янукович прилагали большие усилия для концентрации власти в своих руках, но вынуждены были считаться с парламентом.
Также в Грузии – именно в парламенте решалась судьба государства в кризисные моменты. Можно вспомнить и триумф Саакашвили в 2003 году, и перезагрузку власти в 2012-2013 годах. Кстати, сейчас грузинская власть тоже демонстрирует лояльность РФ, но не опускается до того, чтобы глава государства летал на поклон в Кремль. И в этом немалая заслуга парламентской оппозиции.
Сейчас белорусам необходимо не только устранить одиозного узурпатора, но при этом создать новую сбалансированную модель власти с реальным парламентом. Иначе сохранится большая вероятность того, что следующий белорусский президент тоже со временем станет автократом и узурпатором, даже если придет к власти на антилукашенковских лозунгах.
Николай ГРАБОВИЧ