Развал Союза 2.0: почему путинский СНГ умирает

Владимир Путин сегодня посещает Казахстан. Цель визита – попытаться восстановить «взаимодействие в рамках интеграционных объединений», говорится в официальном сообщении. А накануне российский глава выступил с видеообращением к участникам встречи секретарей советов безопасности стран СНГ, заявив об угрозе расшатывания институтов власти в ряде государств бывшего СССР. Очевидно, такая активность Кремля связана с отчаянной попыткой удержать ускользающее лидерство на постсоветском пространстве.
- Впрочем, незавидное положение России не мешает Владимиру Путину регулярно коверкать имя президента Казахстана Токаева. Произошло это и вовремя сегодняшней встречи глав двух государств. Кстати, такая бестактность считается на Востоке проявлением большого неуважения.
В последние месяцы наблюдали выход из-под российского влияния Армении, широкие жесты Казахстана в сторону Запада (визит в эту страну немецкого канцлера Олафа Шольца и президента Франции Эммануэля Макрона), заявление о выходе из СНГ Молдовы.
Нелепое Содружество независимых государств расползается, как мокрая бумага.
После распада СССР новые государства попросту боялись своей независимости. Затем начался процесс самоопределения. Молдова, Украина и Грузия отдалялись. Богатые нефтью среднеазиатские республики не спешили, завися от России в выходе на международные рынки. Кроме того, существовали нерешенные территориальные конфликты Армения-Азербайджан, Киргизия-Таджикистан. Китай же еще не имел геополитических амбиций и возможностей. Исходя из этого, РФ выглядела лучшим союзником – как с экономической точки зрения, так и для безопасности.
- Ситуация изменилась в 2014 году после аннексии Крыма. Все поняли, какую опасность таит в себе Москва. СНГ стало чисто формальным образованием, а роль Китая возросла. Однако Содружество еще существовало.
Расстановку сил в регионе изменила полномасштабная война, которую Путин развязал в феврале 2022-го. Всем стало понятно, что Россия уже ничего не способна предложить союзникам в экономическом плане, политическом и, тем более, в плане безопасности. Она уже не союзник, а бесполезная обуза. Жалкие потуги в Украине «второй армии» мира не оставили и следа страха перед Кремлем. Поэтому Макрона и приняли в Астане с распростертыми объятиями и заявили, что будут соблюдать санкции в отношении РФ. Все это пугает и раздражает Москву, но поделать она ничего не может.
Главная же проблема российского руководства заключается в том, что у него нет привлекательной картины будущего, которое он может предложить бывшим республиками СССР. Китай на фоне сравнительно бедной и агрессивной России выглядит намного интереснее.
А что Беларусь? Лукашенко достаточно хитер, чтобы предать Путина – без РФ он не продержится в кресле и нескольких часов.
Приходится мириться с тем, как Россия использует Беларусь для ведения захватнической войны, или – в открытую переманивает к себе перспективную белорусскую молодежь. Но и сблизиться с Западом тоже не выйдет. Максимум, что Лукашенко могут предложить в Вашингтоне и Брюсселе, гарантии безопасности в обмен на демократические преобразования в стране. Но по иронии судьбы такие перемены представляют для диктатора наибольшую опасность.
Андрей САХНЕВИЧ