Прощения не будет: платить за донаты белорусам придется второй раз?

На госТВ представитель КГК заявил, что не имеет значение, когда какое-то объединение граждан признано террористическим или экстремистским, то есть наказывать за донаты ему можно даже в том случае, если это было 10 лет назад. Сколько еще будут продолжаться гонения на белорусов за донаты в фонды солидарности, и есть ли вероятность, что по второму кругу начнут трясти тех, кто уже заплатил? На этот вопрос ответил политический обозреватель Артем Шрайбман.
«К сожалению, нет никакой причины, чтобы этот процесс сегодня останавливался. Пока все десятки тысяч людей, которые донатили на солидарность с жертвами репрессий, не прошли через КГБ или другие силовые ведомства. Видно, что одним из приоритетов репрессивной политики властей сейчас является как раз-таки борьба с солидарностью своих противников в том, что касается помощи жертвам репрессий. ГУБОПиК заводит уголовные дела на 60 человек, которые участвовали в марафоне солидарности в поддержку политзаключенных», – говорит эксперт.
По его словам, продолжает работать схема с компенсацией донатов, сделанных в 2020 году. То есть когда людей, делавших такие пожертвования, заставляют платить во много раз больше на одобренную государством благотворительность под страхом заведения уголовного дела. И надо признать, что по сравнению с остальными репрессиями — это одно из самых креативных изобретений власти. Оно убивает как минимум нескольких зайцев.
«Во-первых, те, кто посмел поддержать пострадавших от действий власти, наказаны, им, как и всем остальным, преподали урок, что будет, если связываться с фондами солидарности. Во-вторых, покрывается часть социальных расходов в обход госбюджета, можно потратить меньше на больницу или детский дом, если запланировать себе в бюджете, что на него дадут деньги 100 нелояльных к власти айтишников. В-третьих, сдерживается отток людей по сравнению с ситуацией, когда бы донативших в фонды солидарности повально арестовывали. Наконец, в-четвертых, у власти появляется новый реестр людей, к которым можно при случае обратиться еще раз и попросить еще каких-то пожертвований», – отметил политолог.
В дополнение к базам участников протестов, обладателей карт поляка, иностранных ВНЖ, людей, которые подписывались за альтернативных кандидатов, появляется новый реестр людей, нелояльных к власти. С этими списками при желании можно делать все, что угодно — от проверок на границе до усиленного налогового контроля и недопуска к профессии, если кто-то решит вдруг перейти в госсектор. Ну и, наконец, в случае риска каких-то новых масштабных протестов не сложно себе представить, что власть займется превентивными задержаниями людей из таких реестров, резюмирует Артем Шрайбман.