Пошел в отрыв. Что дает ШОС лично Александру Лукашенко
Во время вчерашнего парада ко Дню независимости сложилось впечатление, что Александр Лукашенко, все же, мыслями далеко от Минска. В это время в столице Казахстана стартовал саммит Шанхайской организации сотрудничества и Беларусь собиралась стать его полноправным членом. Перед глазами Лукашенко торжественно проходила военная техника, российские ракетные комплексы «Искандер-М», иранские ударные беспилотники «Герань»-«Шахед», китайские ракетные системы «Полонез», которые даже своим происхождением как бы намекали белорусскому диктатору о необходимости поскорее направиться в Астану к друзьям—лидерам Китая, Ирана, России.
Как мы уже ранее выяснили, ШОС — это политический клуб, который за 20 лет своего существования эволюционировал в объединение вассалов Пекина, помогающих ему в противостоянии глобальному Западу. Как и надлежит клубу он не сулит прямых выгод своим членам, однако участие в нем является признанием статуса и открывает возможности дальнейшего двустороннего взаимодействия, прежде всего с КНР.
Для Пекина ШОС — в первую очередь доступ к ресурсам стран-участниц организации и их логистическим возможностям. При этом Китай выстраивает отношения с каждым отдельным государством, избегая общих обязательств. И если Поднебесная отводит России роли первого младшего партнера, то Беларуси выделено место во втором-третьем дивизионе. Хотя и этого белорусскому режиму достаточно.
Принятию Беларуси в ШОС предшествовала поездка в Пекин президента Польши Анджея Дуды, во время которой польский лидер пожаловался Си Цзиньпину на создание Лукашенко миграционного кризиса на границе ЕС. Польская сторона угрожает проблемами экспорту китайский товаров через белорусско-польскую границу и просит Пекин угомонить Минск.
Однако относительно больших ожиданий по поводу давления Китая на Александра Лукашенко питать не стоит, считает эксперт в китайской политике из польского Ягеллонского университета Адриан Брона. Во-первых, по его словам, китайский экспорт через Беларусь слишком незначителен — «несколько промилле» международной торговли КНР. Во-вторых, добавим от себя, Пекин и выстраивает ШОС как сетевое объединение для угроз западному миру.
Не трудно заметить, что большинство государств-членов ШОС имеют проблемы с демократией. Даже в этом окружении белорусский режим на особом положении — его лидер после 2020 года имеет ограниченную легитимность и, соответственно, возможность международных контактов. Напомним, что еще осенью прошлого года Китай не пригласил Александра Лукашенко в Пекин на третий форум «Пояс и путь».
Вступление в ШОС, а в недалеком будущем и вхождение в антисанкционный китайский «клуб» БРИКС, расширяет признание режима Александра Лукашенко и открывает для него новые возможности на международной арене.
Членство в Шанхайской организации дает шанс Лукашенко ослабить хватку Союзного государства во главе с Владимиром Путины, а значит и отсрочить поглощение Беларуси Москвой. Это, пожалуй, одна из немногих позитивных новостей на сегодня.
Андрей САХНЕВИЧ