Экономика

Поможет ли Россия решить проблемы белорусской нефтянки?

Россия может увеличить импорт белорусского топлива, который в последнее время был минимален. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники, это призвано поддержать нефтеперерабатывающую отрасль республики, столкнувшуюся с санкциями Евросоюза и потерей украинского рынка.

Белорусские нефтеперерабатывающие заводы испытывают проблемы со сбытом, которые обострились после прекращения отправки топлива в Украину. До начала российского вторжения в эту страну, совершенного в том числе с территории Беларуси, они обеспечивали 45% украинского импорта бензина и 37% импорта дизельного топлива. Россия планирует расширить импорт, чтобы поддержать белорусскую нефтепереработку в условиях санкций, пояснили собеседники издания.

Первые трудности со сбытом белорусского топлива возникли еще в 2021 году, когда Евросоюз и США ввели санкции после экстренной посадки самолета Ryanair в аэропорту Минска. С началом российской агрессии в феврале 2022 года загрузка двух крупных нефтеперерабатывающих заводов — Мозырского и Новополоцкого — уменьшилась вдвое, приблизительно до 14 и 12 тысяч тонн нефти в день соответственно. Сейчас предприятиям приходится или останавливать мощности, или работать только на внутренний рынок. При этом, несмотря на огромное количество нереализованного топлива в стране, цены на него продолжают расти, так как НПЗ пытаются переложить свои убытки на потребителя.

Главным препятствием закупок белорусского топлива являются существенные субсидии на внутренние поставки, которые получают российские НПЗ. Белорусские предприятия сейчас не могут их получить, а поставки без такого демпфера будут убыточными. Собеседники газеты считают, что российские власти могли бы предоставить Белоруссии демпфер через трейдинговую компанию, зарегистрированную в России. Также Кремль может заключить соглашение с Минском на уровне президента или правительства, указывая на достигнутое ранее соглашение о компенсации белорусской стороне потерь в связи с налоговым маневром в нефтяной отрасли России.

Но даже такое соглашение не сможет решить проблемы отрасли. Напомним, что ранее в белорусском совете министров признали принципиальную невозможность заменить выпавшие украинский и европейский экспортные объемы для продукции белорусской нефтепереработки. 

«Экономика поставок нефтепродуктов начинает стремительно ухудшаться после 500-километрового радиуса. То есть затраты на перевозку начинают превышать экономическую эффективность продаж», – признал в интервью «Беларусь 1» премьер-министр страны Роман Головченко.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть