«Польша и Россия соперничают за будущее Беларуси». Эксперт раскрыл главные цели Варшавы
О том, как в Польше воспринимают размещение российского ядерного оружия на белорусской земле, чем отличаются польское и российское видение будущего Беларуси и какие истоки у антипольской пропаганды Лукашенко и Кремля, в интервью «БелНовости» рассказал Лукаш Адамский, заместитель директора Центра диалога имени Юлиуша Мерошевского (Польша).
- Перемещение российского ядерного оружия в Беларусь уже почти совершенный факт. Как в Польше это воспринимают, и вообще как воспринимать режим Лукашенко в нынешнем его виде?
Размещение ядерного оружия в Беларуси поляки воспринимают как шаг усиления угрозы для мира и самой Польши.
Режим Лукашенко ментально пророссийский, является частью «русского мира». Лукашенко человек с советскими взглядами. Понятно, что после подавления протестов 2020 года единственной опорой Лукашенко является Путин. Он пытается как-то уменьшить свою зависимость от РФ, но возможности его ограничены.
Лукашенко не смог предотвратить использование территории Беларуси для российского военного вторжения в Украину. С точки зрения международного права Беларусь является соагрессором. Лукашенко было бы сложно предотвратить размещение ядерного оружия в Беларуси, если есть такая воля и желание со стороны Владимира Путина.
Имеем логический результат политики Лукашенко, хотел он этого или нет. В Польше эксперты и правительство не удивлены.
- Почему белорусская и российская власти ведут антипольскую пропаганду?
Представляют Польшу агрессивным соседом, который хочет вернуть свои восточные земли. Это продолжение традиций пропаганды российского государства с XVІІІ века. Если посмотреть на все исторические войны, которые Речь Посполитая и Польша вела против Московского царства, Российской империи и СССР, то все они были за земли нынешней Беларуси и Украины.
Сегодня основой государственной идеологии России является идея «триединого русского мира», состоящего из русских, украинцев и белорусов. Это по сути возвращение к концепции ХIХ века. В какой-то мере в основе российского менталитета, говорю о подавляющем большинстве, Польша и поляки – это «иные», другая нация, исторический соперник или враг.
- Элементы такого противостояния Польши и РФ мы видим и сегодня?
Польша на протяжении последних 30 лет постоянно поддерживала Беларусь и Украину, их независимость. Польское посольство в Беларуси одно из немногих, которое настойчиво и продолжительно использует белорусский язык в официальной коммуникации, а не русский.
Конечно, Польша поддерживает белорусскую оппозицию: через гранты, телеканал «Белсат», международные структуры. Сейчас Польша один из лидеров поставок вооружения в Украину, чтобы победить Россию и не допустить очередного «гнилого компромисса» с Москвой.
Все это воспринимается Кремлем враждебно, как политика против российских элит и государства. Отсюда и их антипольская пропаганда, использующая клише предыдущих времен: паны, захватчики, шляхта, которая пренебрегает белорусами и украинцами. В 1920-1930-х годах СССР использовал схожие приемы, говоря о «панах» и «белополяках». Сейчас Медведев пишет в своих статьях «Ляхоукраина» и «Речь Бандеросполита 2.0».
Московский режим прекрасно понимает, что Польша и Литва это те силы, которые больше всего поддерживают оппозицию, хотят дерусификации, европеизации и возвращения в Беларусь местных традиций, герба, белорусского языка, чтобы Беларусь стать четвертым членом «Люблинского треугольника». Кто должен быть национальным героем, Калиновский или Суворов? Польша и Россия соперничают за будущее Беларуси.
- Это можно назвать противостоянием концепций русского мира и идеи Центрально-Восточной Европы или Междуморья?
Можно назвать противостоянием «русского мира» и европейской Беларуси, исторически связанной с Украиной, Польшей и Литвой, и, надеюсь, в будущем члена Европейского Союза.
- Какое отношение в Польше к белорусским политэмигрантам и экономическим мигрантам?
По моим наблюдениям, положительное. Но если спросить в целом об отношении к русским, белорусам и украинцам, то согласно недавнего опроса Центра общественных исследований, к украинцам доминирует положительное отношение, больше сочувствия. К русским очень отрицательное, больше 80%. А вот к белорусам у половины поляков отрицательное отношение в целом как к нации.
- Как это понимать?
Белорусов часто идентифицируют с пассивной поддержкой Лукашенко. Если речь идет о польских элитах, они четко разделяет отношение к русским, где принцип коллективной ответственности обычно применяется, и к белорусам, которые в большинстве против Лукашенко, но под давлением жестокого режима.
В Беларуси сотни тысяч людей участвовали в протестах. Дай Бог, чтобы в Москве такое количество участвовало в протестах – пропорционально бы было несколько миллионов.
Единственное, что многих поляков удивляет в белорусах и украинцах, что они бегут от «русского мира», а сами говорят на русском языке. Поляки не понимают процессов русификации и фактической ситуации, сложившейся на востоке.
- После протестов 2020 года польская община Беларуси под репрессиями. Что происходит?
Да, преследования очень сильные. Анжелику Борис, главу правления Союза поляков Беларуси, режим освободил. Но журналист и активист Союза поляков Анджей Почобут, а это порядочный и мужественный человек, сидит уже два года. Его здоровье ухудшается, как и многих других политзаключенных.
Другой пример – польские школы. В Литве у поляков свои школы, телевидение, а в Беларуси, где живет около 300 тысячи поляков, было всего лишь две школы, но их недавно перевели на русский язык.
Поляки Беларуси ничего сделать не могут, так как они в таком же положении, как и остальная часть белорусского общества. Если могилы польских солдат разрушают, то чего ожидать?
- Как в Польше воспринимают границу с Беларусью, особенно после того как российские войска наступали через белорусско-украинскую границу в феврале 2022-го?
Граница с Беларусью сейчас воспринимается как угроза. Лукашенко уже устроил миграционный кризис, когда переправлял мигрантов из Ближнего Востока. Сейчас там построен забор. Это абсолютно необходимая мера защиты, хотя я прекрасно понимаю экологические проблемы.
Беларусь воспринимают как часть военно-политического пространства России. Возможно, этот субъект располагает какой-то автономией, но стратегически контролируется Кремлем.
- Как в Польше относятся к идее усиления санкций по белорусскому транзиту товаров, даже если это будет бить по интересам польских компаний?
Не готов отвечать за всех, но сейчас главная идея в Польше – делать все, чтобы Россия прекратила свою агрессию против Украины, чтобы Украина восстановила свою территориальную целостность.
Мы надеемся, что ослабленная Россия не сможет удерживать режим Лукашенко и там произойдут изменения. Это такое центральное понимание. Санкции вещь болезненная, но если надо, Польша будет их вводить.
Виктор ЧЕРНЫШ