Политика

Платить больше, кушать меньше. Экономическое противостояние с Западом закончилось, даже не начавшись

«Беда с белорусскими шинами – зимнюю резину не купить. Говорят, у Белшины нет сырья». «Мы не могли найти обычные антибиотики, нашли только в центральных аптеках». «Обратила внимание на исчезновение с прилавков ряда кормов и наполнителей для кошек». С такими потребительскими неприятностями столкнулись белорусы с началом нового года. Связывают их с правительственными ограничениями относительно импортных товаров — ответа Минска на экономическое и политическое давление со стороны Запада. Впрочем, эксперты полагают, о чем свидетельствует и опыт соседней России, что самым неприятным последствием контрсанкций станет банальное подорожание полюбившихся заморских товаров.

Откуда вообще эти контрсанкции?

В ответ на искусственный миграционный кризис страны Запада ввели с 1 декабря так называемый Пятый санкционный пакет. Его цель – снизить доходы белорусской экономики, наказав тем самым ответственную за антидемократические действия власть. В ответ Минск с 1 января ввел «контрсанкции» – запрет на определенный импорт из Европы и Северной Америки.

Вот что запретили:

  • Фрукты
  • Овощи
  • Молочные продукты и сыры
  • Шоколад
  • Мясо и колбасы
  • Орехи
  • Животные жиры, витаминно-минеральные комплексы, пищевые добавки, БАДы и др.

Отмечают, что белорусский перечень запрещенных товаров как брат-близнец похож на российский антисанкционный список 2014 года. Тогда словосочетания «испанский хамон» и «французский пармезан» стали паролем для насмешек над российской властью. Сейчас объясним почему.

Как Россия «выживает» без хамона

Начнем с того, что на данный момент Россия ввозит такое же количество импортной продукции, как и до санкций — то есть до 2014 года.

Среди российских экспортеров «неожиданно» появились новые, а фактически перерегистрированные прежние, компании, после чего европейские запрещенные продукты пошли в Россию с территории Беларуси и других внесанкционных стран. Импортный товар лишь перефасовывается, а то и вовсе просто приклеивается новая этикетка, например, «Произведено в Беларуси».

Экономист из исследовательского центра BEROC Лев Львовский считает, что по итогам российских контрсанкций довольно сильно пострадали российские же потребители.

«Цены на продовольствие повысились, а качество продуктов снизилось. Сильно изменился рацион россиян — например, стали меньше потреблять сыра», — говорит эксперт.

Тогда-то и пошли гулять «санкционные анекдоты». Вот один из них:

«Антироссийские санкции направлены против определённых граждан России, а наши контрсанкции направлены против всех граждан России, кроме определённых».

Дорожает, но пока несущественно

Говорить о неудобствах от действий контрсанкций рановато. На складах еще лежат ранее завезенные западные товары. Хотя некоторые предпосылки для беспокойства все же имеются.

«Импортные сигареты уменьшились в ассортименте. Для меня это настоящая проблема», — говорит минчанин Кирилл.

Каталог сервиса «Е-доставка» уже фиксирует определенные изменения цен и поставщиков для ряда продуктов, отмечает ресурс «Наша нива».

Сравнение товаров декабрь-2021 и январь-2022

  • Капуста «Савойская» (Нидерланды) стоила 5,99 рубля/кг, сейчас — 9,99 (плюс 67% в цене).
  • Капусты брокколи, брюссельская, цветная, пекинская (Испания, Нидерланды, Польша) — отсутствуют, хотя в декабре были
  • Фенхель (Италия) подорожал на 67%, сельдерей (Испанския) — на 14%
  • Некоторые груши и яблоки (Польша, Бельгия) — подорожали на 12%
  • Сладкий перец (Испания) — заменили на перец (Турция)
  • Томаты черри (Италия) заменили на томаты (Армения, Марокко)
  • Киви (Италия) — заменили на киви (Иран)
  • Клементины (Испания) — заменили на клементины (Марокко)
  • Итальянские и литовские сыры — цена не изменилась
  • Шоколад Ritter Sport, Lindt, Toblerone, Karl Fazer — цена не изменилась

Как работают антисанкционные бреши

Александр Лукашенко заявил, что правительство должно заниматься выработкой антисанкционных мер «четко и по-военному». Однако большинство белорусов, видевших российский пример, отнеслось к контрсанкциям с полнейшим равнодушием.

Как отмечают аналитики, белорусское правительство оставило в «суровом  списке» две существенные лазейки.

Во-первых, санкции не вводятся на товары, ввозимые в Беларусь для «переработки». Под этим можно понимать что угодно. В лучшем случае в страну пойдут сырье и полуфабрикаты, которые после белорусской «переработки», а скорее перефасовки, в виде готового продукции поедут в Россию либо будет расползаться по самой Беларуси — например в виде «Хамона по-мозырськи».

Во-вторых, белорусские санкции не затрагивают импортные морепродукты и рыбы, что оставляет крупным компаниям-трейдерам огромное поле для посреднической деятельности с прицелом на территорию России да и самой Беларуси.

Для понимания, по данным Россельхознадзора только за период новогодних праздников через участок в Псковской области из Беларуси было ввезено 339,7 тонн рыбной продукции и морепродуктов, а всего — 2,5 тыс. тонн продуктов животного происхождения.

Или другой пример. По данным Норвежского совета по морепродуктам, Беларусь в 2021 году стала одновременно крупнейшим экспортным рынком норвежской форели и рынком с наибольшим ростом. Продажи в Беларусь рыбных деликатесов увеличился с 302 млн норвежских крон до 702 млн. Естественно, основной объем товара далее уходит в Россию.

Кому в итоге хуже

Учитывая малозначимый вес белорусского производства на мировом рынке, контрсанкции не отразятся на европейских или, тем более, американских производителях. А вот в самой Беларуси цены на продовольствие подрастут.

Те же самые импортные товары будут заводится через третьи страны, как это произошло с Россией после 2014 года. Но усложнится доставка, возникнут дополнительные расходы на «перефасовке» и «этикетках», что опять же приведет к подорожанию.

Даже если аналогичные товары будут закупаться у других стран, они будут дороже. Покупатель будет платить больше, а потреблять, о есть кушать, меньше, отмечает экономист исследовательского центра BEROC Лев Львовский.

«Конечно, можно привезти фрукты из Турции или Израиля, но, если бы это было выгодно, мы бы давно переключились на эти страны, а не покупали бы в Евросоюзе», — отмечает эксперт.

То есть когда гендиректор «Минского мясокомбината» Сергей Некрашевич уверяет, что качество, а вместе с тем и вкус «наших новинок» будет не хуже импортных, а цена — ниже, то надо полагать, что вкус скорее и вовсе не изменится, а вот цена существенно подскочит.

Ксения ТИХОНОВА

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть