Письма Бондаревой и роль доносчиков в политической системе Беларуси
Две составляющие структуры под названием «Союзное государство» словно соревнуются в паранойе и ксенофобии. Пока в России погромщики ищут евреев в аэропортах, в Беларуси занялись поиском чертовщины в Пинске. И, разумеется, нашли ее – в рекомендациях компании о том, как украсить дом к Хеллоуину. Крамолу обнаружила, как нетрудно предположить, гродненская пропагандистка Ольга Бондарева, в арсенале которой – сотни доносов разного жанра. В частности, она жаловалась на кондитершу, пекущую торты в виде гениталий, на указатели с использованием латинской графики, на игрушки хаги-ваги, или на носки с рухнувшим на Немиге мостом.
В более цивилизованных странах заявления Бондаревой подшивали бы к истории болезни. И только в Беларуси на них реагируют серьезно – что свидетельствует о нездоровье всей государственной машины страны.
Все эпистолярное наследие Бондаревой упомянуть сложно, напомним лишь о некоторых случаях. В Могилеве, например, после ее обращения закрыли секс-шоп «Адам и Ева» с музеем для взрослых. После письма в Администрацию президента было запрещено учувствовать в школьных мероприятиях популярному среди учеников блогеру Дмитрию Сивчику (Дим Димычу). Известно, что она посещает инкогнито городские экскурсии, а затем пишет доносы на белорусоязычных экскурсоводов.
На этот раз под ее раздачу попал «Пинскдрев», который «словно работает не на Беларусь, а исключительно на Европку, а поэтому класть хотел на духовное развитие белорусских детей». С тем же убеждением, с каким когда-то говорилось, что в «СССР секса нет», Ольга Бондарева призывает «повесить на окна и потолок “Пинскдреву” паутину, сотканную из слов письма Администрации президента о том, что нет никакого Хеллоуина».
Пропагандистка имеет в виду прошлогоднее письмо Совмина о «недопущении проведения в учреждениях образования и культуры мероприятий, противоречащих традиционным ценностям белорусского народа» и «выработке предложений по культурному импортозамещению».
Что такое «культурное импортозамещение» мы приблизительно представляем: как-никак уже второй год в стране по почину ее бессменного лидера проводится чемпионат по колке дров. Более трудно ответить на вопрос, насколько Хэллоуин угрожает белорусской нравственности, и может ли эта опасность уменьшится, если, например, переименовать праздник в «тыквенный спас»? Но наиболее интересен вопрос – каким образом понятие традиционных белорусских ценностей соотносится с самой Бондаревой.
Не то, чтобы персонажи с тревожным расстройством, способные воспринимать только те циркуляры, которыми что-то запрещается, не были известны человечеству. Достаточно припомнить чеховского «человека в футляре» Беликова, который свою мнительность навязал сначала своему коллективу, а затем и всему городу. И если бы он не умер после ссоры, в которой пытался доказать, что «учителям неприлично кататься на велосипеде», то смог бы ввести в депрессию и бОльшие пространства.
Что случается, когда такого типа люди попадают в власть, мы знаем из самой что ни есть нашей недавней истории. «Образцовая комсомолка» Мишакова своими «сигналами» подвела в конце тридцатых под расстрел практически все руководство ВЛКСМ, да еще нескольких обкомов ВКП(б) (кстати, награждена орденом Трудового красного знамени). Она написала доносы практически на всех, с кем была знакома, а когда знакомые исчерпались, начала находить крамолу в публикациях газет и журналов. После того, как ее «сигналы» похвалил сам Сталин, письма Мишаковой стали восприниматься органами безопасности как руководство к действию.
Мишакова окончила свою жизнь в дурдоме, а вот карьере Ольги Бондеревой, во всяком случае при нынешнем правителе, ничего не угрожает. Нас же тем временем должен интересовать вопрос, какую роль играют эти доносчики в жизни тоталитарных государств. Понятное дело, что они помогают сковывать общество страхом. Ведь никто не даст гарантию, что рядом с тобой – не психопат, который обязательно настучит о том, как ты повесил на балконе красные и белые трусы.
Но почему еще репрессивному аппарату важно реагировать на «инициативы снизу» Бондаревых и Мишаковых – потому, что диктатор никогда не уверен, что ему не придется отвечать за содеянное. Именно отсюда растет желание повязать все общество круговой порукой, разделив ее с массой добровольных доносчиков.
Собственные репрессии тогда можно будет представить как реакцию на «запросы общества». Например, требуя запретить совершенно безобидный Хэллоуин – в то время, когда в стране по приглашению ее руководства присутствует самая что ни есть нечистая сила, творящая с помощью кувалды свои кровавые ритуалы.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ