Общество

«Пилите, Шура, пилите»: белорусскую вакцину будут изобретать вечно

Эпидемия COVID-19 давно сошла на нет и еще в мае руководитель Всемирной организации здравоохранения сказал, что более не рассматривает коронавирус в качестве чрезвычайной угрозы человечеству. Но, несмотря на это, в Беларуси продолжают разрабатывать и апробировать собственную «импортозамещенную» вакцину.

Очередной раз о том, что белорусская вакцина выпущена предприятием «БелВитунифарм» и проходит клинические испытания на животных, в конце августа заявил замминистра здравоохранения Борис Андросюк.

«Вирусная вакцина для нас — новая стезя. Но партия, которая выпущена, уже показала свою эффективность на животных. Есть надежда на дальнейшее масштабирование», — сказал чиновник.

Надо полагать, исследования на животных будут скоротечны, поскольку директор «БелВитунифарма» обещал перейти к испытанию на добровольцах уже в октябре. К тому же и сам Лукашенко отметил, что, даже если вакцина от COVID-19 уже не очень актуальна, все равно в производство вложены большие деньги, отдав попутно распоряжение «импортозаместить» и другие популярные вакцины, например от гриппа. Так что задел перед фармацевтами есть на весь следующий год. А для нас — самое время вспомнить, с чего все начиналось.

  • К созданию белорусского препарата против коронавируса «в кратчайшие сроки» Лукашенко призывал в декабре 2020-го, уверяя, что на его разработку «понадобятся небольшие деньги, около 5 миллионов рублей». На повестке стоял вопрос престижа: не мог белорусский лидер унижаться, вкалывая согражданам импортный препарат. Хотя уже тогда ряда экспертов (среди которых был и экс-президент НАН Александр Войтович) выразили мнение, что проект собственной вакцины будет неэффективным и убыточным,

 Тем не менее, 1 апреля 2021 года глава государства подписал распоряжение о создании отечественной вакцины против коронавируса, согласно которому в 2023 году вакцина должна быть готова. Предприятием-разработчиком был определен витебский «БелВитунифарм». Предклинические испытания обещали начать даже досрочно – с 1 декабря прошлого года.

Ближе к назначенным датам стало очевидно, что что-то идет не так. В декабре, выступая в эфире канала «Беларусь 1», министр здравоохранения Дмитрий Пиневич рассказал, что сроки выпуска белорусской вакцины перенесены.

«Она выйдет в январе», — заявил он.

Однако и эти сроки отодвигались раз за разом. В марте Пиневич уже говорил, что первый опытно-промышленный образец должен появиться в апреле, а июне его зам, Александр Тарасенко, пообещал завершить проект «к концу текущего года».

«Уже разработан прототип. То есть, получен флакончик с этим раствором, который апробировали на животных», — объясняла начальник отдела науки Минздравоохранения Маргарита Досина.

В августе о белорусской вакцине от COVID-19 вспомнил и сам Александр Лукашенко, и вовсе перенеся ее создание на неопределенное время.

«В ближайшее время свою вакцину начинаем разливать. Но еще раз говорю: излишне не парьтесь. Если ведешь нормальный образ жизни, тебе не надо бояться болезней. Поэтому надо упираться, надо работать», — приводит его слова «Пул Первого».

Сам Лукашенко, как известно, тоже «не парится». Он не раз упоминал, что не вакцинирован, потому что готов прививаться только отечественным препаратом. Учитывая темпы его изготовления, можем смело предполагать, что этого не произойдет никогда.

  • Совершенно непонятно, почему Лукашенко решил для себя возможным на ровном месте создать собственную фармацевтическую промышленность, способную тягаться с гигантами отрасли, бюджеты которых сопоставимы с бюджетом Беларуси. Например, в Китае на разработку и испытания вакцины потратили $2 млрд, в США — $9,6 млрд.

Согласно распоряжению Александра Лукашенко, на разработку вакцины выделялось 68,1 млн рублей ($27,6 млн). Кроме того, чуть более 9 млн рублей должны были выделить из республиканского централизованного инновационного фонда, из них 5,4 млн — на реконструкцию Центра экспериментальной и прикладной вирусологии. Еще 1,1 млн рублей Минздрав выделял на собственно исследования. Напомним при этом, что Беларусь не имела ни соответствующих специалистов, ни технологий.

«Посмотрите, создала ли вакцину какая-либо страна в мире, соразмерная с Беларусью, развитию экономики. Такого нет. И совсем другой вопрос: а кто будет приобретать вакцину, которую создаст Беларусь? Надо же всему миру показать и доказать, что она эффективна и лучше других. Нужно иметь рынок. А какой рынок у Беларуси? Наша страна раньше с таким товаром не выступала», — предупреждал еще два года назад экс-президент НАН Александр Войтович.

Время лишь подтвердило его правоту. Вполне возможно, что к декабрю под видом «белорусской вакцины» нам продемонстрируют какой-то слегка модифицированный российский «Спутник» – подобно тому, как в презентованном главой государства «белорусском компьютере» оказалось только 12% отечественных компонентов.

Еще более вероятно, что в декабре «импортозамещенной» вакцине вдруг понадобиться дополнительная доработка, чтобы быть «еще более лучше» иностранных. В конце концов, и литературный герой Паниковский говорил «пилите, Шура, пилите» не потому что верил в существование золотых гирь, а лишь оттягивая час расплаты за затеянную им авантюру.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть