Политика

Персидские сказки: Лукашенко плодит новых ближневосточных врагов Беларуси

Александр Лукашенко впервые за 17 лет прилетел в Тегеран, где вместе с иранским лидером Эбрахимом Раиси подписали «дорожную карту всестороннего сотрудничества» между странами до 2026 года, а также обсудил иранский опыт обхода санкций. Такое взаимное движение Минска и Тегерана будет в интересах России, которой сейчас как никогда нужно сплотить своих союзников. Однако если Ирану терять нечего, то Беларусь может получить новую порцию санкций и новых врагов на Ближнем Востоке.

  • История заклятых друзей

Беларусь установила дипотношения с Ираном в марте 1993-го. Белорусское руководство неоднократно называло Иран важным партнером. Между странами подписано немало соглашений. Александр Лукашенко посещал Тегеран в 1998 и в 2006 годах. Президенты Ирана посетили Минск в 2004 и 2007 годах.

Однако, несмотря на видимое партнерство, отношения двух стран можно назвать нейтральными. Причин здесь несколько: география, санкции на экспорт иранской нефти и нежелание Беларуси лишний раз дразнить скрытых авторитарных противников Тегерана, в первую очередь Азербайджан и Саудовскую Аравию.

 Наглядным примером является очень скромное экономическое сотрудничество Ирана и Беларуси.

  • Торговля на минималках

Во время визита в Тегеран лукашенковская пропаганда радостно объявила, что в  минувшем году “товарооборот между двумя странами составил $100 млн, что втрое больше показателя предыдущего года. Объемы белорусского экспорта в Иран превысили 81 млн долларов, увеличившись в шесть раз”.

Для рядового белоруса, который не может себе вообразить и миллиона долларов, это может показаться много. Но для межгосударственной торговли – очень мало. Например, товарооборот Беларуси с близкой Польшей за 2022 года оценивается на уровне выше 2,5 млрд евро. И это на фоне санкций и постоянной антипольской риторики Лукашенко!

Более того, торговля Ирана и Беларуси развивается неравномерно: в 2015 –  $70 млн, в 2016 – $54,5 млн. Но в 2017 году, после снятия санкций, оборот вырос в три раза.

Такой же “рваной” была кооперация, в частности, в автомобилестроении. В середине “нулевых” под Минском открыли производство иранских автомобилей “Саманд”, реплики французских Пежо 405. Хотели выпускать до 30 тыс. единиц в год. Затем проект свернули. Затем возобновили с прицелом на продажи в рамках Таможенного союза и ЕАЭС. Но особых успехов не достигли. Похожая история с попытками Беларуси добывать нефть в Иране. У Лукашенко было много разговоров и меморандумов, но до главного, добычи, дело не дошло.

Только две вещи можно назвать действительно успешными для экономического сотрудничества: продажу иранской нефти в Беларусь во время ослабления санкций Запада и продажу Ирану белорусского оружия.

  • Площадка для иранских дронов

С начала 2000-х Беларусь поставила в Иран несколько десятков танков Т-72, радары “Восток”, станции радиоэлектронной борьбы. Однако с 2010 года и военное сотрудничество утихло.

После российского вторжения в Украину, особенно в начале нынешнего года, Лукашенко развернул бурную дипломатическую деятельность в пользу Владимира Путина. Если в прошлом году он ежемесячно ездил в Сочи, то теперь география вояжей разнообразилась: Зимбабве, ОАЭ, Китай, Иран.

В ОАЭ и Китае речь могла идти о деньгах и военных технологиях для Беларуси, то в случае с Ираном уже исключительно о военных технологиях, которые сегодня остро необходимы союзнику Беларуси – путинской России.

Иран важен тем, что может производить из китайских комплектующих беспилотные летательные аппараты, а Лукашенко заинтересован создать на территории Беларуси площадку для такого производства. Ведь шансы прямых поставок китайского вооружения в Россию невелики, но гибридный способ их передачи, например через Беларусь, реальны. При таком партнерстве ни Израиль, ни США не нанесут удар по заводу беспилотников в Беларуси, как не наносят, например, удары по иранскому заводу БПЛА в Таджикистане. А негатив соучастия в войне против Украины возьмет на себя не Тегеран, а Минск и Лукашенко.

Но есть важный момент, на который пока не обращают внимание. Военно-техническое сотрудничество иранского и белорусского режимов вызовет острую реакцию в Израиле, Азербайджане и  Саудовской Аравии – традиционных противников политики иранских аятолл. Учитывая, что ранее Лукашенко прилагал немалые усилия к налаживанию отношений – как с азербайджанцами, так и с арабами Персидского залива, то его поездка в Тегеран выгладит более чем странной.

В общем, зависимый от России Лукашенко не только втянул Беларусь в жесточайшее противостояние Москвы и Запада, но и втягивает белорусов в ближневосточные конфликты. А это сулит только новые проблемы.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть