Политика

«Ноль проблем с соседями»: почему Беларусь теряет рынок перевозок

В Европейском Союзе планируют запретить транзит некоторых товаров через территорию России в рамках нового 11-го пакета санкций против государства-агрессора, пишет Bloomberg. Это скажется и на Беларуси. Спасти ситуацию могла бы политическая разрядка между Минском и соседями, но в нынешних условиях это невозможно. Статус «надежного транзитера», которым так гордился Александр Лукашенко, он своими же руками и похоронил.

В предыдущем пакете ЕС уже запретил транзит через территорию России экспортируемых в другие страны товаров и технологий двойного назначения (которые могут быть использованы в военных целях). Они не вводились против Минска, однако уменьшение транспортных потоков через Россию автоматически негативно сказывается на Беларуси. Перевозки падают, транспортные компании и страна в целом теряют доходы.

Подбитый российский паровоз

Хорошей иллюстраций зависимости белорусского транзита от российского является прошлогоднее падение контейнерных перевозок через Беларусь между Евросоюзом и Китаем, что прямо связано с санкциями против РФ.

До 24 февраля 2022 года одним из маршрутов контейнерного транзита из Китая в Евросоюз было направление Казахстан – Россия – Беларусь –Польша. Но сегодня многие компании в ЕС отказываются от сотрудничества с Российскими железными дорогами и транзита своих грузов через Россию и Беларусь.

Согласно белорусской статистике, транзит китайских грузов в Европу по железной дороге сократился в первом полугодии 2022-го на 25,7%. Данных за весь год пока нет, но судить о них косвенно можно из польской статистики. В течение 2022 года из Китая в Польшу было перевезено грузов на 21,5% меньше, чем годом ранее.

Таким образом китайский транзит через Беларусь снизился на 20%. Тенденция, видимо, сохранится.
Китай, несмотря на видимую поддержку Лукашенко и Путина, мгновенно отреагировал на изменение политического статуса транзитеров, активизировав маршруты в обход России и Беларуси.

Тюркский конкурент славянского транзита

Санкции наложенные на Россию и Беларусь за агрессию против Украины дали шанс проявиться другим игрокам на рынке перевозок. Например, рост показал Транскаспийский или так называемый Срединный маршрут: Китай – Средняя Азия (в первую очередь Казахстан) – Азербайджан – Грузия (Турция) – ЕС. Этот маршрут пересекает Каспийское и Черное моря в рамках смешанных перевозок железнодорожным и морским транспортом, но все же более выгоден и надежен, чем маршрут через РФ и РБ.

Более того, в Турции и Азербайджане уже давно решили целенаправленно работать на перетаскивание товарных потоков из Китая в Европу на свою территорию. Турция построила уникальный «подводный» железнодорожный туннель Мармарай, соединяющий континенты Азии и Европы. Был запущен железнодорожный транспортный коридор Баку-Тбилиси-Карс (Турция).
Еще до начала войны России против Украины министр транспорта Турции Адиль Караисмаилоглу заявил, что Анкара планирует забрать на себе перевозку 300 тыс. контейнеров из 1,1 млн., которые перевозились из Китая через Россию. Вероятно, страны Транскаспийского маршрута уже выполнили поставленную цель или близки к ней, фактически отобрав эти потоки и доходы у РФ и Беларуси.

В поисках дна

Война РФ против Украины ускоряет процесс перестройки сухопутной логистики Китай-Европа так, чтобы товары не заходили ни в Россию, ни в, соответственно, Беларусь.
Это отчетливо видно по показателям экономик Беларуси и Грузии. Экономический рост Грузии по итогам прошлого года составил 10,1% ВВП. В Беларуси, наоборот, ВВП упал на 4,7%.
Беларусь могла бы повторить тактику Турции начала ХХI века, пытаясь завязать на себе все торговые потоки, включая «Север-Юг», известный Беларуси еще со эпохи викингов.
Или попробовать повторить стратегию Польши, создав несколько региональных микроформатов в разных направлениях.

Однако для такой стратегии у Беларуси нет ни достаточного уровня суверенитета, ни соответствующей элиты. А главное – важным элементом стратегии связывания на себя торговых потоков является тактика «ноль проблем с соседями».

В случае с Александром Лукашенко это просто невозможно, так как на ровном месте он может поссорить Беларусь с кем угодно!

Лукашенко проецирует проблемы своей личной легитимности в мифическую проблему «внешней угрозы», которую он специально придумал и раздувает во вред экономическим интересам народа и страны.

В таких условиях ни о каком росте транзита не может быть и речи. Остается разве что надеяться, чтобы Беларусь не попала в 11-й пакет санкций.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть