Политика

«Недружественные действия» для изъятия имущества: как белорусский суд может интерпретировать мутные законы режима

Непублично принятый закон «Об изъятии имущества», вступивший в силу 16 января, предусматривает наказание за совершение «недружественных действий» в отношении граждан и организаций. Однако при этом в нем не прописано, что именно может считаться «недружественными действиями», а это в свою очередь открывает возможности для широкой трактовки судами.

«Также в законе не поясняется, что значит “лица, которые находятся под контролем иностранного государства“, что будут считать “действиями, оказавшим влияние на иностранное государство”, и как будут доказывать причинно-следственную связь», – говорит юрист Юлия Леванчук.

Также юрист предполагает, что в первую очередь закон направлен против иностранных граждан, имеющих собственность в Республике Беларусь, поскольку для отъема имущества у белорусов существует обширная правовая база, включающая среди прочего и заочные конфискации. Весьма вероятно, что его будут использовать для изъятия активов у физических или юридических лиц, желающих свернуть предпринимательскую деятельность в стране.

При этом на некоторые объекты собственности действие нового закона распространяться скорее всего не будет. Это – жилой дом или его части, квартира, в которой проживает гражданин или его семья (нужно помнить, что речь идет именно о гражданах, при том что в Беларуси сейчас его могут лишить, например, за экстремизм). Если квартира в кредите или лизинге, а человек исправно платит по долгу, ее по мнению Юлии Леванчук также будет затруднительно изъять.

В свою очередь экономист Ярослав Романчук считает принятый закон возможностью для власти в любой момент по надуманным причинам отобрать бизнес, деньги или жилье. 

«Документ позволяет формализовать эту процедуру, – говорит эксперт. – Сложно представить, кто в здравом уме после этого захочет приобретать имущество в Беларуси, а тем более, инвестировать в экономику государства, где власти узаконили бандитизм. При этом в 2022 году инвестиции упали на 20%, и эта тенденция последних четырех лет».

По мнению Романчука, первой волной «лишенцев» станут лидеры протеста, которые публично призывали вводить санкции. 

«Вряд ли это коснется простых белорусов, по крайней мере, в начале процесса, только если они не были крайне активны в соцсетях и медиа, – считает он. – Вторая волна – руководители политических партий и общественных организаций, которые несмотря на давление продолжают работать в интересах демократично настроенных белорусов. Третья волна – бизнесмены, которые поддерживали протест, ну а в последствии просто те, у кого есть что отнять».

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть