На излете. Лукашенко между «голубем мира» и пособником войны
В начале апреля Совет ЕС утвердил пятый пакет санкций против Беларуси и России, связанные с войной против Украины. Хоть сегодня Александр Лукашенко и пытается дистанцироваться от конфликта, вряд ли у него уже выйдет избежать огромных проблем, которые война принесет Беларуси и всему региону.
- Санкционный «подарок» Союзного государства
Главный удар Европа и США наносят по РФ. Среди прочего, в пятом пакете идет речь об эмбарго на покупку российского угля и запрет на вход в европейские порты российских кораблей. Однако другие санкции из этого пакета нацелены как на РФ, так и на Беларусь.
- Во-первых, российским и белорусским транспортным компаниям запрещают перевозку грузов автомобилями в пределах ЕС, в том числе транзитом. Отступления сделаны для ряда продуктов, таких как фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные, пищевые, включая пшеницу, а также для автоперевозок в гуманитарных целях.
- Во-вторых, вводятся ограничения на продажу банкнот и переводных ценных бумаг, номинированных в любой официальной валюте государств-членов ЕС, в Россию и Беларусь или любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России и Беларуси.
- В-третьих, вводятся санкции относительно компаний, продукция или технологии которых сыграли роль во вторжении России в Украину. Под эти ограничения попадает практически весь ВПК Беларуси и БЖД.
Очевидно, евробюрократия не делает разницы между Москвой и Минском. Беларуси достается как «младшему брату» Союзного государства.
- Об автотранзите можно забыть
Среди санкций пятого пакета самые важные, конечно, введены против автотранспортных компаний Беларуси. Ситуацию в сфере транспорта усугубляет еще и то, что в апреле начали действовать санкции США и ЕС с 5-го пакета по белорусской нефтехимии, введенные за миграционный кризис прошлого года. Это привело к фактическому отсечению Беларуси от портов Балтии. Если к этому добавить еще и новые транспортные ограничения, то транзитный потенциал Беларуси будет подорван решительным образом.
Скажем еще осенью 2020 года Польша и Беларусь договорились об обмене квот. Каждая сторона получила по 205 тыс. разрешений на 2021 год. Польским перевозчикам был нужен доступ к России через Беларусь, а белорусским – в Европу через Польшу. Сотрудничество было взаимовыгодным. На сегодня же об автотранзите можно забыть.
- На практике это означает банкротство для автокомпаний и безработица для белорусских водителей. А также логистические проблемы для белорусской товарной продукции.
По сути, Беларуси нечем ответить (как и на другие санкционные пакеты). Конечно, официально чиновники говорят о «зеркальных мерах» и «перенаправлении грузов на восток». Но нужно понимать, что автотранспорт не особо выгоден для поездок более 500 км.
- Отчаяние Лукашенко
Пятый пакет санкций ЕС явно не последний. Грядет шестой, который ударит по нефтяному сектору РФ и с которым у Беларуси и без того много проблем.
Дело в том, что главным потребителем белорусских нефтепродуктов долгие годы была Украина. Схема работала просто: получаем со скидкой нефть из РФ, перерабатывает на бензин и дизель, продаем топливо Украине с дисконтом. Теперь это механизм сломан, а шестой пакет санкций против нефтяного сектора РФ уничтожит его окончательно.
Как следствие, Беларусь будет еще быстрее тратить золотовалютные резервы и просить помощи у РФ, которая за счет газовых доходов еще как-то может держаться на плаву.
Если отбросить пропагандистскую риторику «зеркальных ответов», в Минске понимают плачевность ситуации после провала российского блицкрига в Украине. Поэтому Александр Лукашенко заявляет, что хочет участвовать в переговорах о мирном урегулировании войны в Украине.
- Цели понятны: увязать мирное урегулировании с ослаблением санкционной удавки на шее режима. А именно – открыть рынки для белорусских нефтепродуктов, что равноценно сохранению лукашенковского режима.
Лукашенко из всех сил пытается сыграть в «голубя мира». Однако такая игра не принесет ему желаемых результатов. Уж слишком часто он менял маски, чтобы хоть кто-то мог ему довериться.
АНТОН