Между миром и войной. Белорусское сознание в воронке мифов России
Около трети белорусов поддерживает войну в Украине, 40% – против. При этом в успешность действий российской армии в Украине, наоборот, верит больше белорусов (39%), чем тех, кто считает действия армии РФ неуспешными – 33%. Если упрощать, большинство белорусов против войны, но верят в победу России. Именно такие результаты получил исследовательский центр Chatham House, который спустя полтора месяца от начала войны в Украине спросил белорусов, как они к ней относятся.
- Мы не виноваты, что будем плохо жить
Начать нужно с тех вопросов, где у белорусов нет двузначностей. Подавляющее большинство против ввода белорусских войск на территорию Украины, а санкции против Беларуси воспринимают как слишком жесткие.
Нет разлома мнений и в отношение будущего. Люди ожидают ухудшения уровня своей жизни в ближайшие три месяца: более жестких санкций, резкого роста цен, девальвации рубля и прочих экономических бед.
Словом, картина будущего у рядового белоруса, независимо от его отношения к войне, весьма дрянная, но виноваты в этом не белорусы. Так они полагают.
- Вера в русскую армию и Россию
Интересно, что относительное большинство считает, что операция РФ в Украине проходит успешно, тогда как меньшинство придерживаются противоположного мнения – действия российской армии оценивают, как неуспешные. И это главный, на мой взгляд, диссонанс коллективного сознания – белорус против войны, но верит в силу российской армии.
Одним из объяснений может быть то, что в сознании белорусов остается позитивное отношение не так к армии РФ в частности, как в Россию вообще. В Беларуси не меняется общее положительное мнение к России. Это при том, что в мире рушится миф о силе российской армии, тщательно выстроенный Кремлем.
- Белорусское сознание и страх
Можно поверить, что большинство белорусов не понимают, что использование территории Беларуси в агрессивных целях и новые санкции Евросоюза, США и стран Азии связаны между собой. Даже кажется, что люди не могут построить простую логическую связь. Но это мнение обманчиво.
Как только речь заходит о участии белорусов в войне или экономике, логические цепочки “восстанавливаются”: 57% опасаются, что страну втянет в войну Россия. Это говорит страх – одно из самых искренних чувств. Поэтому у большинства белорусов с построением причинно-следственных связей, как мне кажется, не все так плачевно.
В общем, белорусское сознание соткано с противоречий, особенно по отношению к России. Однако винить в этом белорусский народ не стоит. Выживший в ХХ веке и проживший последние годы под рукой далеко не просвещенного и местами откровенно противоречивого руководителя – такое выдержит не каждая коллективная психика.
В то же время, опрос общественного мнения при авторитарном режиме, отсутствии политической и медийной свобод, вещь весьма условная. Но даже в таких условиях заметно, что белорусское общественное мнение отличаться от российского в вопросе поддержки войны.
У белорусов существует определенный иммунитет от “русского мира” и его пропаганды. Это важный фактор сдерживания для Александра Лукашенко (и Владимира Путина) от прямого вовлечения вооруженных сил Беларуси в войну.