«Менты» Лукашенко против «пацанов» Путина: какие тенденции наблюдаются в отечественном кинематографе
Известие о том, что «Беларусьфильм» совместно с Минкультом решили объявить конкурс на сценарий для фильма о «героизме сотрудников правоохранительных органов в ходе событий 2020 года» не вызвало широкого ажиотажа. Общество уже перестало удивляться чему бы то ни было. Тем более что бывший заместитель председателя «Белой Руси» по Гродненской области Юрий Алексей, после своего назначения на пост директора киностудии в июле, просто утомил соотечественников такого рода идеями. Среди них были и «патриотические мультфильмы», и эпическое кино о самом Александре Лукашенко.
При этом нельзя сказать, чтобы предыдущий директор студии, Владимир Каречевский, был чужд пропагандистскому кино. На «Беларусьфильме» вышел, например, фильм о трансплантологах с активной гражданской позицией, не отпускающего своего коллегу в Германию со словами «тоже драпануть решил?» Снимались ленты о плохих поляках и о полицаях с БЧБ-символикой. Но на сегодняшний день этого оказалось недостаточно.
«Что касается нашего кинопроизводства, ну это беда. Сколько менять можно руководителя, а результата нет. Нужно выдать на-гора определенное количество фильмов, хотя бы пойти по российскому пути. Но чтобы меньше этой кровищи, бандитизма, убийств, пистолетов, автоматов, разборок и так далее», — так Александр Лукашенко ставил задачу новому директору киностудии.
Пожелав при этом, чтобы белорусский кинопродукт был не похож на те фильмы, «которые мы смотрим в гадких ютубах».
Последняя фраза, очевидно, относилась к фильму «Ржев. 500 дней в огне», который, по мнению белорусского диктатора, «заблокирован в интернете» из-за появления в кадре самого Лукашенко вместе с Путиным. Российским же бандитским сериалам теперь будут, очевидно, противопоставляться белорусские милиционеры.
- Однако, под «российским путем» Лукашенко, видимо, имеет в виду не только сериалы. Ему нужны кинокартины, которые подтверждали бы официальную трактовку событий в стране — как «Краткий курс» когда-то закрепил сталинскую версию истории ВКП(б). А, может быть, ему просто обидно, что оппозиция уже смонтировала несколько неплохих картин о протестах.
Поставленная перед «Беларусьфильмом» задача при этом, скажем прямо, трудновыполнима. Поскольку снять агитку нетрудно (в России, например, производство подобного китча поставлено на поток и стало мощным инструментом распила государственных денег). Но проблема в том, что на просмотр полученного киноматериала отнюдь не выстраиваются очереди у кинотеатров. Российскому кинематографу пока что не удается совместить зрелищность и идеологичность. Сомнительно, чтобы это удалось кинематографу белорусскому.
- Более того: удачно снятый фильм может вдруг перечеркнуть все заслуги идеологически верного кино, как это мы недавно видели на примере российского криминального сериала «Слово пацана». Несмотря на незамысловатый сюжет, «Слово» имело оглушительный успех, на фоне которого жалко выглядели идеологически выдержанные картины вроде «Ополченочки».
Впрочем, сомнительно, что «Беларусьфильм» при Юрии Алексее сможет хотя бы на йоту отклониться от генеральной линии: все-таки смене руководства киностудии предшествовали массовые чистки, в результате которых более или менее талантливым сотрудникам пришлось уйти. Хотя еще совсем недавно белорусское кино искало свое место в мировой культуре, и белорусские мультфильмы получали престижные премии именно потому, что не были «идеологическими». Сейчас, с уходом в глухой агитпроп, обо всем этом, видимо, придется забыть.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ