«Лукашенко не чувствует каких-то реальных угроз внутри и извне», – эксперт о стратегических проектах Лукашенко

Александр Лукашенко провел совещание по вопросу совершенствования системы планирования и контроля за реализацией стратегических проектов. В качестве успешных проектов он назвал строительство Светлогорского целлюлозно-картонного комбината, Беларуской национальной биотехнологической корпорации и Беларуской атомной станции. Заговорил Лукашенко и про планы строительства другой АЭС, перспективы которой в самой России оценивают весьма скептически.
Почему белорусский правитель заговорил про будущее, поделился мнением политический обозреватель Радыё Свабода Валерий Карбалевич.
«Факт обсуждения проблемы стратегических проектов говорит о том, что Лукашенко чувствует себя достаточно уверенно, чтобы обсуждать возможные перспективные проекты на будущее. С 2020 года до сих пор вопрос о будущем вообще не стоял на повестке дня, обсуждалась проблема, как день простоять, да ночь продержаться. А сейчас зашла речь о неких стратегических проектах. Представляется, что Лукашенко почувствовал определенную уверенность в своем положении», – говорит эксперт.
По мнению политолога, Лукашенко уверен в своей легитимизации.
«Легитимизация сейчас происходит не столько при помощи выборов, сколько с помощью политических репрессий. Силовая, принудительная легитимизация осуществляется в течение последних трех лет. Сейчас Лукашенко не чувствует каких-то реальных угроз внутри и извне, которые бы угрожали его власти. Мы говорим о реальных, а не потенциальных угрозах — потенциальные угрозы существуют всегда», – отметил Карбалевич.
При этом, по словам эксперта, стратегические проекты, которые озвучил Лукашенко, нельзя назвать успешными.
«Скорее, мы можем говорить о серьезных проблемах с их реализацией. Тот же Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат столько скандалов породил: много раз переносили его запуск, с китайцами серьезно конфликтовали. Поэтому говорить про его успех несколько странно.
История с атомной станцией — из той же оперы. Не говорю уже про то, что БелАЭС периодически останавливается на ремонты, но не совсем понятно, что делать с производимой электроэнергией. Атомная станция изначально планировалась с целью экспортировать электроэнергию и зарабатывать на этом деньги. Сегодня этого нет, уже очевидно, что проект убыточный, проект не окупаемый, а поскольку БелАЭС строилась за счет российского кредита, вдобавок придется расплачиваться по долгам с Россией. Более того, надо решать проблему — куда девать ядерные отходы. Назвать этот проект успешным очень сложным. А желание Лукашенко построить еще одну атомную станцию — тут нечего сказать, можно только развести руками. Он упоминал и другие стратегические проекты, в той же деревообработке: успешным проектом это тоже нельзя считать, потому что деревообрабатывающие предприятия до сих пор не расплатились с кредитами, с инвестициями», – подчеркнул политолог.
Карбалевич резюмирует, что все проекты, названные Лукашенко успешными, на самом деле успешными не являются.