Политика

Лукашенко и «знаки судьбы». Почему Беларусь стала проблемой для Китая

Выступая по случаю Дня независимости Беларуси Александр Лукашенко традиционно сделал акцент на смеси теории заговора и международной политики. По его мнению, в мире идет противостояние между однополярным устройством во главе с США и многополярным во главе с Китаем.

Лукашенко подчеркнул, что в этом противостоянии Беларусь поддерживает Россию, а на ту давят США, которые хотят «через Россию подобраться к главному сопернику – Китаю».

Белорусский режим ставит себя в один ряд с антидемократическими силами всего мира, где он якобы вместе с Китаем. Но хочет ли Пекин быть на одной стороне с Лукашенко?

  • Медовые годы 

Отношения между Минском и Пекином можно назвать прагматическими. Сотрудничество началось еще в 1990-е, когда Беларусь активно поставляла в Китай оставшуюся в стране советскую военную технику. В нулевых Китай пришел на помощь Беларуси и в финансовой сфере, предоставив кредиты.

Особенно важным был период 2013-2019 годов, когда интерес Пекина к Беларуси значительно вырос. По данным Министерства финансов Беларуси, в период 2013-2020 годов Беларусь привлекла из КНР кредитов на сумму $3,6 млрд, из России – $10,8 млрд и $2,6 млрд из Евразийского фонда стабилизации и развития.

То есть, Китай стал вторым кредитором Лукашенко после РФ.

Китай строил в Беларуси завод по сборке автомобилей BelGee в Минской области, самую мощную в стране Витебскую ГЭС, индустриальный парк «Великий камень».

Пекин был заинтересован не просто во входе на белорусский рынок и, шире, рынок Евразийского экономического союза, но в обмене технологиями, что позволяло устранять пробелы китайского технологического развития. Так, например, Беларусь передала Китаю технологию строительства военного грузовика МАЗ-543, тогда как Китай передал Беларуси технологию реактивной системы залпового огня, которая помогла Минску разработать систему «Полонез» (беларусизированная китайская РСЗО WS-2/WS-3 под китайскую ракету А-200).

  • Китайский расчет

Почему Китай активизировал сотрудничество с Беларусью начиная с 2013 года? Потому что это период активного запуска Китаем нового шелкового пути – программы «Один пояс – один путь». Эта инициатива заключается в создании международного торгового коридора между Китаем и Европой, уменьшая зависимость КНР от морских поставок.

Роль Беларуси была в том, что она находилась на одном из сухопутных маршрутов между КНР и Евросоюзом, что превращало ее в важное звено реализации планов Китая.

Развитию отношений между Беларусью и Китаем способствовал российско-украинский конфликт в 2014 году. Бои в Украине заставила Китай обратить внимание на Беларусь как на более безопасного транзитера и отвести ей видную роль в инициативе «Один пояс – один путь».

По сути на Беларусь упала выгода не только от роста транзита между Европой и Китаем, но еще и возможности, которые в иной ситуации пришлись бы на Украину.

До кризиса 2020 года казалось, что Беларусь имеет шанс модернизировать свою экономику китайскими финансовыми средствами, инвестициями и технологиями.

  • Критические ошибки

Белорусский политический кризис 2020 года фактически похоронил сотрудничество с Китаем, которому нужен политически стабильный транзитер своих товаров. Да, китайцы поздравили Лукашенко с «победой» на выборах, но экономическое сотрудничество начали тихо и очень по-китайски сворачивать.

Дело не в проблемах демократии или разгонах демонстраций 2020 года. Это авторитарный КНР не интересует. Просто транзитная блокада со стороны Евросоюза обнулила значение Беларуси как перевалочной базы товаров. Масла в огонь добавил и сам Лукашенко, говоря о прекращении транзита из Германии в Россию и Китай через территорию Беларуси. Китайцы все поняли (в Азии быстро читают «знаки судьбы»). Поэтому кредитов с 2019 года больше не давали.

Вероятно, последним гвоздем в крышку гроба стало участие Лукашенко в полномасштабной войне против Украины. Для Пекина значение Беларуси вообще приблизилось к нулю.

Из-за использования российской армией территории Беларуси в качестве площадки для агрессии против Украины белорусский транзит переходит из разряда  политически сложного в опасное занятие. То, что Украина до сих пор не наносит ударов по Беларуси – доказательство уважения украинцев к белорусам и понимания, что не белорусы несут ответственность за эту войну. Но для Китая это не гарантия.

Не удивительно, что Китай перевел сухопутный поток в Европу через Иран, Южный Кавказ и Турцию. Партнеры там тоже специфические, но воюют только свои войны, а в чужие предпочитают не ввязываться.

Для китайского экспорта-импорта Лукашенко превратился в проблему, к какому бы многополярному миру или антидемократическому интернационалу не взывал диктатор. Впрочем, Лукашенко является проблемой и для интересов белорусов, так как втягивает нас в ненужную войну. Однако белорусы не хотят воевать. Хотят жить и развиваться.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть