Политика

Проблемный трафик. Когда иссякнут транзитные потоки Беларуси

За последний год руководство Беларуси выступило с рядом заявлений, подразумевающих запрет или ограничение транзита товаров через территорию страны. Однако, не эпатажные слова Александра Лукашенко, а санкции ЕС и США из-за миграционного кризиса существенно подорвут транзитный потенциал Беларуси. Следующий год будет сложным.

Четыре всадника беларуского транзита

Для понимания важности роли Беларуси в транзите между ЕС, Россией и Китаем нужно назвать четыре товарных потока: газопровод «Ямал-Европа», нефтепровод «Дружба», железную дорогу и грузовой автомобильный транспорт.

Даже в минувший кризисный год, когда торговля замедлилась из-за коронавируса, беларуская экономика заработала $1,8 млрд на транспортных услугах.

По итогам 2020 года доля транспортной отрасли в ВВП страны составила 5,1%. Транспортные услуги формируют почти 42% общего объема экспорта услуг страны.

Парадоксально, но в 2021 году, несмотря на существующие сложности, в том числе санкционное давление, доходы от транспортных услуг даже возросли. В первом полугодии Беларусь  увеличила поток грузовых транспортных средств через границу на 12%.

Переоцененная труба

Через Беларусь и Польшу проходит важный газопровод «Ямал-Европа» мощностью 33 млрд кубов в год.

На территории Беларуси труба принадлежит «Газпрому». Однако, на фоне наличия у российского монополиста контракта на транзит через Украину и приоритета загрузки «Северного потока» и «Турецкого потока», «Ямал-Европа» в логистике «Газпрома» выполняет балансирующую роль.

Получается, угрозы Лукашенко перекрыть газ Европе относятся именно к тому газопроводу, который имеет для «Газпрома» наименьшее значение. Ему суждено фактически простаивать после сертификации «Северного потока – 2».

К тому же, в следующем году заканчивается 25-летний контракт «Газпрома» на поставки в Польшу. Далее Варшава рассчитывает завозить сжиженный газ морским путем, а также импортировать газ из Норвегии по газопроводу Baltic Pipe.

Несколько иная ситуация с беларуским нефтепроводом. Еще в 2019 году Минск собирался повысить стоимость транзита. Но на фоне внутреннего политического кризиса беларуские власти отложили принципиальные споры с Россией.

Беларуси удалось повысить тариф на транзит российской нефти всего на 6,6%. Тогда как первоначально планировали более 20%.

Словом, Россия, хоть и контролирует инфраструктуру, давно и осознанно уменьшает беларуский транзит газа и нефти. Про этот источник «прироста» Минску можно забыть.

Железка: хороший рост, туманные перспективы

Увеличение транзита Беларуси дают два других потока – железная дорога и автотранспорт.

Расположение Белорусской железной дороги (БЖД) на стыке колеи 1435 и 1520 мм определило ее важную связующую роль между Европой и Азией.

БЖД как трансконтинентальное звено получило второе дыхание в контексте китайской стратегии переноса части своего экспорта и импорта с морских путей на железнодорожные сети.

Более того, Беларуси сыграл на руку конфликт на Донбассе, ухудшивший транзитную привлекательность украинского направления. Если до 2014 года через Беларусь перевозили приблизительно 200 тыс. контейнеров ежегодно, то лишь за шесть месяцев нынешнего года – уже 336,5 тыс. Планы на этот год – 670 тыс. контейнеров.

Перевозки между Китаем и Европой составляют примерно половину всех контейнерных перевозок БЖД.

Такой успех был возможен, среди прочего, благодаря выгодности транзита одновременно для Беларуси, Польши, Литвы, которые были включены в экономическое потоки между Китаем и Европой. По крайне мере, до появления менее желательного для Польши и Литвы потока: миграционного.

Проблемы транзитного треугольника БЛП

Связь беларуского транзита с отношениями Беларусь-Литва-Польша объясняется отсутствием у Беларуси выхода к морю.

Не удивительно, что основным портом для беларуской перевозки является литовская Клайпеда. Отсюда товары расходятся по миру. Примерно треть транспортных потоков порта составляют беларуские грузы.

Большая часть беларуской перевалки в Клайпеде приходится на удобрения и нефтепродукты.  Однако уже понятно, что санкции нанесут в следующем году серьезные ущерб БЖД, беларускому экспорту и самому литовскому порту.

На литовском направлении сегодня наблюдается скорее инерция роста, которая сменится падением в 2022-ом.

Другой пример инерционного роста – автотранспорт. Здесь важны отношения Беларуси с Польшей. Хотя политические лидеры двух стран вели словесную перепалку, взаимовыгодное экономическое сотрудничество продолжалось.

Примером такого сотрудничества является обмен разрешениями на транзит грузового автотранспорта. Осенью минувшего года Польша и Беларусь договорились об обмене квотами (разрешений). Каждая сторона получила по 205 тыс. разрешений. Для сравнения, Варшава выделила РФ 220 тыс. разрешений, Украине – 160 тыс.

Дело в том, что польским перевозчикам нужна Беларусь для доступа к России. А беларуским нужна Польша для выхода в Европу.

Однако после миграционного кризиса вопрос обмена квотами на 2022 год между Минском и Варшавой остается нерешенным. Это является серьезным вызовом для транзита Беларуси.

Неутешительный прогноз

В общем, несмотря на грозные заявления Александра Лукашенко, транзитные доходы страны только росли. Но уже в следующем году санкции ощутит как железная дорога, так и автотранспорт.

Транзит нефти и газа выручить Минск не смогут. Чтобы энергетическая инфраструктура не приносила Беларуси слишком высоких доходов, давно позаботились друзья в Москве.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть