Политика

Кто заменит Макея?

Владимир Макей, скоропостижно скончавшийся в возрасте 65 лет, возглавлял МИД более 10 лет – дольше, чем любой из 6 его предшественников за весь период независимости Беларуси. Кто придет на освободившееся место? Об этом поразмышляло Радио Свобода.

С именем Макея связаны разные события белорусской истории, такие как жестокое подавление протестов после выборов 2010 года, когда он был главой администрации Лукашенко, и период либерализации и нормализации отношений с Западом в 2015-2020 годах. А также выбор в пользу режима, который он сделал в бурные дни августа 2020 года, и именнто тогда значительно снизился политический вес Маккея.

И смерть Макея — это некий перекресток. Разумеется, ни один новый глава МИД не будет проводить самостоятельную политику, как это делал Маккей. Но новый министр будет явным показателем того, какую внешнюю политику собирается проводить Лукашенко.

  • Если новым министром станет, скажем, зам Андрей Савиных или постоянный представитель Беларуси при ООН Юрий Амбразевич, то это будет признаком того, что внешняя политика носит идеологический характер, а внутренняя политика нового министра будет репрессивной. и агрессивно антизападныой

Попыток (или имитации попыток) договориться с Западом больше не будет. Внешняя политика с таким министром будет адекватна дальнейшему усилению зависимости Беларуси от России, вовлечению ее в той или иной форме в войну, которую ведет Россия. Такой выбор наверняка понравится Москве.

Ни Савиных, ни Амбразевич не ассоциируются в Москве ни с «Восточным партнерством», ни со снятием санкций с Беларуси, ни с многочисленными визитами западных политиков и дипломатов в Беларусь в 2015-2020 годах.

К такому выбору Лукашенко подтолкнет многое – и Москва, и силовики, и часть его собственной натуры. Но только часть. Потому что он десятилетиями, как настоящий политический зверь, сохранял в своем окружении некий баланс разных сил. И образно говоря, Карпенков в дипломатическом мундире больше вреда, чем пользы (в смысле сохранения власти и выживания режима).

  • А потому есть как минимальные шансы, что на вакантную министерскую должность будет назначен карьерный дипломат, профессионал, не отличившийся никакими политическими демаршами.

Ведь жизнь сейчас непростая, в чью пользу военная удача повернется на поле боя в Украине – может сложиться по-разному. А на случай, если эта удача отвернется от России, именно из соображений выживания режима целесообразно назначить профессионального дипломата без определенной политической «кредитной истории».

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть