Конец игры в «кошки-мышки»: почему Беларусь не должна нести ответственности за действия российской ЧВК

Заявление американского представителя в ООН Линды Томас-Гринфилд о том, что США собирается рассматривать любые атаки наемников «Вагнера» на Польшу, как нападение со стороны России, может иметь далеко идущие последствия для белорусов.
Напомним, что на вопрос польского журналиста о своем отношении к присутствию «вагнеров» на белорусской границе, дипломат ответила так:
«Мы, безусловно, озабочены тем, что эта группа по указанию российского правительства — поскольку они не работают независимо от российского правительства — представляет угрозу для всех нас. И мы должны обеспечить ясность, что любые атаки группы Вагнера будут рассматриваться как нападения со стороны российского правительства».
Таким образом американский дипломат четко и ясно показала, что в Вашингтоне не собираются дальше играть по придуманным Кремлем правилам, позволяющим вывести РФ за рамки происходящего между Польшей и Республикой Беларусь.
Как не раз говорилось ранее, главная «скрепа», на которой держится путинская кампания, направленная против Польши – неоднократно проверенный Кремлем прием «ихтамнет». Стоит честно признаться, что мировое сообщество само охотно подыгрывало российскому диктатору, когда в упор не желало увидеть в захвативших Крым «вежливых людях» или «ополченцах Донбасса» российских военных.
Сегодняшние провокации на границе суть продолжение этой практики, только что в роли тарана выступают мигранты и наемники ЧВК «Вагнер». Хотя вряд ли у кого-то есть сомнения в отношении того, откуда поступают приказы на создание напряженности вдоль пограничья.
Успех использования прокси-структур в гибридной войне заключается в том, что оно предоставляло правительствам стран Запада лазейку не быть втянутыми в существующий конфликт. И европейские политики пользовались ею по понятной причине: у каждого из них горизонты планирования ограничены ближайшей избирательной кампанией. С одной стороны, втягивание в войну для многих европейских политиков, мечтавших о спокойной карьере, означает появление нежелательной турбулентности. С другой – на западе еще достаточно много людей, думающих в духе концепции Невилла Чемберлена: «Как ужасно, что мы должны рыть окопы из-за столкновения в далекой от нас стране между народами, о которых мы почти ничего не знаем».
Тот факт, что российские регулярные войска долгие годы действовали в Украине под видом безликих «ополченцев», позволял западной политической элите не вмешиваться в конфликт, лицемерно принимая за чистую монету штампы российской пропаганды о «гражданской войне». Эти фантазии когда-то легли и в фундамент Минских соглашений – что, как видим, отнюдь не спасло континент от большой войны.
- Очевидно, в Кремле не видят причин, по которым им не удастся в очередной раз создать в Европе нестабильность чужими руками. Отсюда и неожиданное появление на белорусской границе толп мигрантов, и «Вагнер», и вертолеты, залетающие в соседнее воздушное пространство. Формально Россия здесь пытается остаться в стороне, стараясь побольше повязать совместными преступлениями лукашенковский режим. Хотелось бы верить в то, что заявление американского представителя в ООН наконец-то обозначит слом этой игры в «кошки-мышки».
Вопрос о том, как заставить Россию нести ответственность за действия собственных прокси-структур, давно перезрел. Эти структуры уже проверяют на прочности границы НАТО и, вполне возможно, готовы вновь использовать белорусскую территорию, чтобы разжечь еще один кровавый конфликт. Единственный способ остановить их – это постоянно напоминать Кремлю, что ответственность за совершенное «Вагнерами» будет нести именно он.
- Для белорусов заявление американского дипломата очень важно еще и потому, что в любом случае после войны обязательно возникнет вопрос, кто будет оплачивать нанесенный «Вагнером» или другими прокси-структурами ущерб. А значит, нужно будет и определиться с ролью Беларуси в нынешних событиях.
Специфика современной Беларуси в том, что, будучи фактически оккупированной территорией под внешним управлением, она сохраняет атрибуты суверенного государства. Почему и ответ на вопрос об ответственности за злодеяния, совершенные с территории РБ, для мирового сообщества все еще, к сожалению, неоднозначен. Но мысль о том, что преступления «Вагнера» являются преступлениями российского режима, независимо от того, совершены ли они в Украине, России, Беларуси, Сирии или Буркина-Фасо, должна со временем стать общепринятой.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ