В мире

Ким и Путин: встреча двух одиночеств под китайским колпаком

Кажется, космодром «Восточный» построен по указу Владимира Путина не для запуска ракет (в среднем с него стартует одна-две ракеты в год), а для того, чтобы производить впечатление на иностранных гостей. В прошлом году его посетил Александр Лукашенко. Следствием этого визита стала подготовка к запуску в космос белорусского космонавта. А в среду на космодроме появился товарищ Ким Чен Ын, человек намного более прагматичный, который почувствовал, что может стать чем-то полезен России.

Сам факт того, что 676 километров до Владивостока поезд с лидером Северной Кореи добирался почти трое суток, может свидетельствовать об уровне железнодорожной инфраструктуры в дальневосточной стране. Можно предположить, что и уровень остальных технологий там такой же. Правда, при дедушке нынешнего вождя, Ким Ир Сене, в КНДР накопилось большое количество снарядов и артиллерийских систем устаревших советских образцов, но вряд ли на складах России этого добра меньше.

  • Конечно, Владимир Путин вовсю использует визит Кима с пропагандистской целью, доказывая русскому народу свою геополитическую значимость. Пропагандистский аппарат уже начал говорить о «глобальном востоке» с таким же энтузиазмом, как во время недавнего африканского саммита говорил о «глобальном юге». Но реальность намного более прозаична: то, что Россия опускается до помощи в снарядах со стороны Северной Кореи, свидетельствует о закритической деградации российского ВПК, технологий и всей промышленности.

От визита Ким Чен Ына вряд ли стоит ожидать чего-то сверхъестественного. Да, закрытость северокорейского лидера сформировала представление о нем как о человеке, владеющем чем-то тайным: эдаком фокуснике, который возьмет и достанет кролика из рукава. И действительно, Северная Корея имеет собственное ядерное оружие, ракетные технологии, а недавно спустила на воду свою первую тактическую ядерную подлодку – аккурат за четыре дня до того, как Россия потеряла свою первую субмарину в украинской войне.

Но логика двух диктаторов вряд ли позволит им обменяться высокими технологиями. Сомнительно, что Северная Корея посвятит Россию в свои ядерные тайны – с учетом традиционного русского бардака и коррупции они практически мгновенно станут известны Южной Корее. Москва тем более не будет делиться ноу-хау с Пхеньяном, так как это фактически означает отдать их Пекину, от которого полностью экономически и политически зависит КНДР.

Северная Корея в своем нынешнем виде уже долгое время находится на содержании китайского «старшего брата». Логику Пекина понять можно: КНДР – буферная страна, отделяющая размещенные в Южной Корее американские войска от Китая. Падение режима Ким Чен Ына практически неизбежно потянет за собой объединение Кореи, после чего американские самолеты окажутся уже непосредственно на китайских границах. Чтобы такой кошмар не стал явью, у Си Цзьньпина признали приемлемым оплачивать северокорейские счета. Тем более, не о таких уж больших суммах речь.

  • Российский вождь зависит от товарища Си не меньше Кима. И, конечно, именно за Си будет последнее слово относительно того, что и сколько получит Путин из КНДР. По факту, конечно, существует ненулевая опасность того, что через корейскую границу поедет китайское оружие, маркированное, как северокорейское. Но, надо полагать, в Пекине прекрасно понимают, что риски от такого шага будут большими, а выгода – минимальна.

Си Цзиньпин, скорее всего, читал труды Конфуция и, в том числе о философии недеяния «у-вэй», и, следуя им, полагает, что бесконечно шантажировать весь мир вооружением России намного эффективнее, чем начать ее реально вооружать (Лукашенко, пугая соседей российскими атомными бомбами, поступает похожим образом). Для примера: Владимир Путин мог сохранять респектабельность, пока представлял войну в Украине как «гражданский конфликт» и лишь угрожал ей вторжением. Но первый же день агрессии оставил его без этого козыря, превратив в мирового изгоя.

Открытым остается вопрос, а что получит взамен за старый артиллерийский металлолом товарищ Ким Чен Ын? Очевидно, он рассчитывает в первую очередь на возвращение на российские стройки корейских рабочих, приносивших стране неплохой валютный доход. Не будем забывать, что с 2017 года Россия (как и Китай) придерживается жестких секторальных санкций против Северной Кореи, за которые голосовала в Совете Безопасности ООН, после чего все корейские гастарбайтеры отправились на родину, а немногочисленные совместные предприятия ликвидировали.

Нет сомнений, что РФ готова нарушить и свои прежние обязательства перед Совбезом ООН в отношении Северной Кореи (в принципе, нынешняя встреча их уже нарушила). В конце концов, она же продолжает сотрудничество с «Талибаном», который при этом юридически считает террористической организацией.

  • Но делать из мухи слона и впадать в панику по поводу военной помощи РФ со стороны Северной Кореи совершенно не стоит. Ее миллионная армия на самом деле представляет собой преимущественно стройбат, а техническое оснащение осталось примерно на уровне семидесятых годов прошлого века.

По факту же, нынешний визит – встреча двух одиночеств, которые вдруг почувствовали, как много у них общего. Не исключен вскоре и ответный визит: в КНДР Путин может въезжать спокойно, точно зная, что ратификация Римского статута не стоит здесь на повестке дня.

 Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть