Политика

Интрига года: куда и зачем собрался баллотироваться Лукашенко

Как известно, первым, о чем заявил Александр Лукашенко на избирательном участке, бросив в урну свой избирательный бюллетень, так это о желании принять участие в очередных президентских выборах в следующем году. Видимо страх 2020 годв до сих пор не отпускает диктатора. У него есть только два выхода из сегодняшнего положения: или узурпация власти до самой своей кончины, или тюремное заключение — и тоже пожизненное. «Пойду-пойду, — сказал на избирательном участке Лукашенко, — ни один ответственный президент не бросит своих людей».

Иногда даже казалось, что Лукашенко не столько общается с журналистами, сколько заочно дискутирует со своими оппонентами, находящимися в эмиграции. «Передайте им, что пойду. Чем больше они будут напрягать меня и будоражить общество, тем быстрее я пойду на эти выборы», — эти слова были точно адресованы не журналистам, и той аудитории, которая принимала участие в голосовании.

Однако хотелось бы понять: а почему вдруг Лукашенко заговорил о президентских выборах-2025? Для кого тогда вписывался в конституцию инструмент под названием Всебелорусское народное собрание? Ни у кого ведь нет сомнений, что этот орган создавался исключительно под Лукашенко. Там его подписи как раз ожидают такие важные документы, как проекты концепции национальной безопасности и оборонной доктрины.

В конце концов, сам Лукашенко подписал указ о гарантиях президенту, ушедшему в отставку, прописав в нем для себя в том числе место пожизненного члена ВНС. А теперь что же, выходит, передумал? Или это просто оговорка?

О том, что Лукашенко и хочет, и одновременно с тем боится идти на новую должность в ВНС, мы уже писали. Вполне возможно, та гладкость, с которой удалось провести формальное голосование в феврале, вновь заставила его пересмотреть свое решение?

К тому же у него, конечно же есть искушение взять реванш за происшедшее четыре года назад: если следующие выборы пройдут без эксцессов (а это, скорее всего, так и будет), то в них есть смысл принять участие хотя бы для того, чтобы смыть имидж узурпатора, представив события 2020-го, как некое случайное отклонение.

С другой стороны, до 2025 года еще нужно дожить. Совершенно непонятно, что за события могут произойти в стране и на континенте. А вот с Всебелорусским народным собранием нужно определиться уже не позже конца апреля. Что выберет в итоге Лукашенко — самая главная интрига этого года в Беларуси, других пока что вроде бы не предвидится.

Возможно, он примет и какое-то «серединное» решение. Например, возглавит и президентский офис, и Всебелорусское собрание одновременно.

Ну а если он все-таки решит переизбираться в 2025-м? Очевидно, тогда придется снова переписывать Конституцию и забирать уже переданные ВНС полномочия. Но разве это для главы государства в первый раз? Тогда сама идея «Всебелорусского народного собрания» умрет, не родившись. Лишь в крайнем случае оно останется в политической системе страны, как некий проштамповывающий заготовленные решения декоративный «съезд КПСС», каким и было изначально.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть