Общество

Хронический стресс. Репрессии как инструмент психологического воздействия на общество

Во время своего обращения к народу 31 марта этого года Александр Лукашенко пригрозил репрессиями недостаточно лояльным белорусам. В частности, занятым в сфере образования.

«Надо встряхнуть наш ректорский корпус. 2020 год мы видели – тихонько отсиделись. Они как бы ни при чем. Обратите на это внимание», – сказал он.

Таким образом Лукашенко стремится вывести репрессии на новый уровень, когда под давлением окажутся все, кто ранее открыто не высказывается в поддержку режима.

Репрессии всегда вызывали интерес социологов и психологов, как цинично это не звучит. Казалось бы, это явление может быть вызвано исключительно психическими отклонениями, и иногда так и есть, как в случае с камбоджийским диктатором Пол Потом, но в большинстве своем, репрессии – это действенный инструмент психического воздействия.

Психология как наука имеет много направлений. Но так вышло, что самым исследованным является психология воздействия. Все потому, что данное направление могут использовать в своей работе силовые структуры и армия, а такие проекты всегда щедро финансируются государством, в отличие от действительно полезных социальных направлений.

Так каков механизм воздействия репрессий? Прежде всего, это сильнейший стресогенный фактор. Если репрессии не краткосрочны, не связаны с каким-то отдельным социальным явлением, а носят регулярный характер, хорошо продуманы и спланированы, то стресс переходит в хронический. Подверженный хроническому стрессу человек становится пассивным, апатичным, старается отстранится от источника стресса. В нашем случае граждане Беларуси перестают интересоваться политикой, избегают любой связанной с ней активности, замыкаются на своей работе, семье. Происходит тотальное расслоение на простых граждан и власть, получающую практически неограниченные полномочия.

  • Сегодня Лукашенко имеет возможность единолично определять внешнюю и внутреннюю политику страны, не опасаясь возражений со стороны общества. Так как политически активного общества в Беларуси практически не осталось. Мы все видим, к чему это приводит Беларусь – в один ряд не то что с Ираном и Северной Кореей, а террористическими образованиями ЛНР и ДНР.

Еще одна важная функция репрессий – это предупреждение «своим». Нестабильное, зыбкое положение чиновника любого ранга предусматривает полную лояльность диктатору. Доносы и коллективная преданность становятся нормой. В противном же случае можно оказаться за решеткой или хуже того – пропасть без вести.

  • Наконец третья функция состоит в том, что репрессии выступают в роли своеобразной психотерапии для самого Лукашенко. Он прекрасно понимает, что нелегитимен. Покорность граждан, вызванная страхом, в какой-то степени компенсирует неполноценность Лукашенко как президента, во всяком случае в его понимании – если не любят, то пусть хотя бы боятся.

Вопрос, которым задаются сегодня многие, как долго человек может выдержать подобный стресс, как долго ждать социального взрыва?

Ответа не существует. Все зависит от множества факторов. Нашим соседям украинцам с печально известным экс-президентом Януковичем хватило трех лет его правления. А вот такие диктатуры как уже упомянутые Северная Корея и Иран существуют десятилетия.

  • К сожалению, история учит тому, что противостоять политическим репрессиям можно лишь с помощью симметричных мер. На примерах той же Украины, Румынии, Югославии, Ливии, мы видим, что путь к свободе не бывает простым. Готовы ли мы сегодня к этому, ответа, увы, не знает пока никто.

Казалось бы, все очень пессимистично и впору опускать руки. Но есть нюанс. Страх перед государством – продукт нашего иррационального мышления. В Беларуси проживает 10 млн человек, из которых 14% относятся к «сознательным». А это – 1,4 млн протестующих, которых вряд ли смогут остановить силовики. Все дело в организации протестов и коммуникациях.

Что касается поддержки, Запад помогает тем, кто этого достоин. Долгое время в адрес Украины звучали лишь заявления «крайней озабоченности». Но как только ее граждане на деле продемонстрировали готовность защищать свободу, они получили и реальную поддержку. Дорогу осилит идущий, а не стоящий на коленях.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть