«Главное не в армию»: какой российский опыт внедряет белорусское образование
Правящий в Беларуси режим крайне настороженно относится к студентам, видя в них потенциального врага. И, очень вероятно, что в иных условиях наша родная хунта вообще бы запретила все науки за ненадобностью, подобно камбоджийским «красным кхмерам», однако сейчас она предпочитает терпеть учащуюся молодежь как необходимое зло, по возможности ужесточая для нее процесс поступления в вузы.
Напомним, что в прошлом году подавляющее большинство абитуриентов в ряде вузов составляли целевики – люди изначально зависимые, а значит и подконтрольные. Очевидно, образовательное ведомство столкнулось при этом с непредвиденной трудностью – упаковать полностью квоты целевиками оказалось невозможно. В стране нет столько предприятий, способных позволить себе оплачивать учебу молодого специалиста, пусть даже и с гарантией его трехлетнего крепостного состояния.
- Столкнувшись с резким дефицитом желающих учиться по целевому направлению, власти дали заднюю: в 2023 году квоту для бюджетников повысят, хоть и ненамного – всего на 600 человек. Правда, все они перед поступлением пройдут тщательную проверку на лояльность.
Методов отсеивания бюджетников есть много. К характеристикам, которую должен представить каждый абитуриент, ряд вузов добавляет рекомендацию с последнего места учебы, работы или службы. Плюс – рекомендацию от местного органа исполнительной власти. А для заочников вводится характеристика с места работы и наличие не менее 10 месяцев трудового стажа.
Очевидно, многочисленные характеристики будут содержать информацию в первую очередь об отношении абитуриента к режиму Лукашенко. Недаром же рассматривается вопрос о персональной ответственности учителей за написанное в характеристиках. Идеальным для режима было бросать их за решетку вместе с «экстремистами», да вот только учителя тогда быстро кончаться — при их-то и так большом дефиците в стране.
Но вот последнее нововведение действительно удивило всех своей кажущейся бессмысленностью. Речь, разумеется, идет о запрете выпускникам школ подавать документы сразу в два вуза.
«В правилах приема в вузы четко сказано, что в приемную комиссию должен быть подан оригинал документа об образовании, оригиналы сертификатов ЦЭ и ЦТ. Поэтому подать документы в два вуза одновременно невозможно прописан комплект документов, который абитуриент должен представить в приемную комиссию», – сказал начальник главного управления профессионального образования Минобразования Сергей Пищов.
Очевидно, такое решение было принято недавно и очень оперативно: ведь еще 16 марта министр образования Андрей Иванец заявлял, что белорусские абитуриенты смогут подавать документы для поступления в несколько вузов одновременно.
И ведь такие нововведения уже точно не имеют перед собой цели отсеять нелояльных, они просто сознательно сужают круг тех, кто в принципе способен быть допущен к учебе. Хочется все-таки найти логику в происходящем: ну кому будет от того хуже, во сколько вузов подаст заявление молодой человек?
- А гадать долго и не надо: достаточно посмотреть на то, что происходит в России, откуда белорусский эксперимент был скопирован практически без изменений.
В Российской Федерации возможность подать заявления в несколько вузов одновременно была отменена еще в 2021 году, что вызвало всплеск недовольства выпускников школ. На change.org опубликована петиция с требованием изменить существующие правила приема в вузы. Ее авторы указывают, что до 29 июля россияне могли подавать заявления в 5 вузов, причем на несколько специальностей сразу. Существовало также понятие «второй волны», по которой абитуриент, не прошедший в более популярный вуз, мог в том же году поступить в менее престижный. В 2021 году это правило отменили, также как и льготы для победителей олимпиад. К тому же в позапрошлом году в списках скрыли данные о поступающих – раньше они давали абитуриенту возможность лучше оценить свои шансы.
«Сейчас абитуриенты и приемные комиссии ведут диалог на языке вероятностей – чем ниже позиция в ранжированном списке, тем больше вероятность не поступить никуда. В результате абитуриенты с хорошими баллами ЕГЭ поступают во второсортные вузы с мыслью “главное не в армию”, а ребята с более низкими баллами попадают в престижные вузы, т.к. были готовы на риск. При поступлении решающее значение имеют способности предугадывать намерения конкурентов, делать “ставки” на “выигрышные” конкурсные списки. Вовремя вынуть свое согласие из одного конкурсного списка и переложить в другой – вот чем занимались сотни тысяч абитуриентов 11 августа. Но поступление – это не покер и не лотерея! Так не должно быть!», – говорится в документе.
Хорошо, скажете, вы: белорусские чиновники списали глупую инициативу российских коллег. А российским-то зачем это было? Еще раз перечитайте текст петиции, обратив внимание на слова «главное – не в армию»…
Изменения в российские правила приема оперативно внесли, когда решение о скором вторжении в Украину уже было принято и нужно было срочно довести численность армии до штатного состава. О том, что главная цель – наполнить армию не прошедшими в вузы срочниками, писало в частности и российское агентство «Сота».
«Это полный капец. Я с 271 баллом за ЕГЭ, красным аттестатом отправляюсь в армию. Одного балла не хватило… Платное мы не потянем. А так как призыв в октябре, теряется целых 2 года. Ну ладно, второй год где-нибудь поработаю. То есть учебу начну только в 20 лет, закончу в 24. Я в отчаянии полном….», – описывают происходящее в комментариях к петиции.
Автор комментария, кажется, до конца не понял логику происходящего: бенефициаром от нововведений должно стать не министерство образования, а совсем другое ведомство – министерство обороны.
Разумеется, нечто похожее происходит и в Беларуси, глава которой более заинтересован в создании массовой военной показухи, чем в воспитании нового поколения, которого он откровенно опасается. Всем авторитарным обществам приходилось расплачиваться интеллектуальным кризисом за военный авантюризм. Общество, которое останется после Лукашенко, будет не только дезоринтированным, отрезанным от внешнего мира и архаичным, а и намного более бедным интеллектуально.
Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ