Политика

Диктаторское безумие: транзитная война за счет белорусов

В конце февраля начале марта увеличились очереди из фур на белорусско-литовской границе. Это результат нового витка транзитной войны между Польшей и Лукашенко, в котором Беларусь заметно проигрывает.

Диктатор так убедительно вошел в роль сумасшедшего, что прогрессирующие безумие стало «новой нормальностью» режима. Вот только заплатить за это придется экономике Беларуси.

Золотая фура

Автоперевозки как часть транзитного потенциала Беларуси всегда были выгодной сферой деятельности. Однако для эффективного предоставления транспортных услуг белорусским перевозчикам нужен комфортный переход между границами с Литвой, Польшей и Россией. Можно сказать, что до 2020 года такой режим у белорусских перевозчиков был.

Более того, хоть между политическими лидерами Беларуси и Польши уже шла словесная перепалка еще в 2020 году, но взаимовыгодное транспортное сотрудничество все же продолжалось. Примером является обмен разрешениями на транзит грузового автотранспорта. Осенью 2020 года Польша и Беларусь договорились об обмене квот (дозволов), каждая сторона получила по 205 тыс. разрешений.

Дело в том, что польским перевозчикам нужен был доступ к России через Беларусь, а белорусским – в Европу через Польшу. Однако сейчас, после миграционного обострения на границе и санкций из-за соучастия Лукашенко в войне, про взаимовыгодный транзит можно забыть. Свою безопасность Польша ценит выше, чем выгоды от перевозок.

И это большой вызовов для автоперевозок и транзита Беларуси. К общим санкциям Евросоюза из-за агрессии против Украины добавился еще и частный конфликт между Лукашенко и польской общиной Беларуси.

Обмен ударами

Все началось обыденно для режима Лукашенко и польско-белорусских отношений. 8 февраля 2023 года Гродненский областной суд приговорил к 8 годам лишения свободы журналиста Анджея Почобута. Он работал на общественном ТВ Польши. Кроме этого, польские силовики провели обыск в Союзе поляков.

В ответ Польша 10 февраля закрыла пункт пропуска «Бобровники – Берестовица». Минск, в свою очередь, запретил польским перевозчикам въезжать на территорию Беларуси через границы с Литвой и Латвией (въезжать теперь можно только через польско-белорусские пункты пропуска). Также были высланы польские дипломаты.

После такого демарша Польша тоже решила поднять ставки – с 21 февраля Варшава ограничила движение на КПП Кукурыки – единственном принимающем грузовые автомобили на границе с Беларусью.

В общем, с 21 февраля Польша ограничила движение грузового транспорта на всей границе с Беларусью. Именно поэтому на границе Литвы и образовались длинные очереди белорусских грузовиков, едущих в Польшу.

Февральское ограничение Варшавы на пересечение границы изменили маршрут попадания белорусских грузовиков в Польшу, но не сами правила для грузоперевозчиков. Дело в том, что ранее, весной прошлого года, Евросоюз запретил автомобильные грузоперевозки, в том числе транзитные, для белорусских и российских компаний.

Проезжать в ЕС после этого могли белорусские фуры по специальным пропускам. В ответ на это Минск ввел контрсанкции для автоперевозчиков из ЕС: фуры могут въезжать в РБ только для перегрузки груза или перецепки, дальше его могут доставлять белорусские перевозчики.

Теперь эта узкая лазейка транзита между Польшей и Беларусью маршрутизирована через Литву и Латвию для белорусов, тогда как для польских перевозчиков, наоборот, попадание в Беларусь через Прибалтику стало невозможным.

Все бы ничего, но к транзитной войне подключился «старший брат» Лукашенко – Россия.

Развязанные руки Польши

25 февраля Москва прекратила прокачку нефти в Польшу по трубопроводу «Дружба» через Беларусь. Видимо, поляки были готовы к такому повороту и работали над диверсификацией поставок. На начало февраля лишь 10% всей нефти для польских НПЗ поступали из РФ.

Напомним, что с 5 декабря 2022 года ЕС ввел частичное эмбарго на импорт российской нефти, которое не касается поставок по нефтепроводу «Дружба» (от них зависят НПЗ в Венгрии, Словакии и Польше).

Польская нефтяная компания PKN Orlen SA ежемесячно импортировала около 200 тыс. тонн нефти в рамках контракта с российской «Татнефтью». Срок действия этого контракта должен был истечь в декабре 2024 года (1 февраля 2023 закончился контракт Orlen c «Роснефтью» на 300 тыс. тонн ежемесячно, а морскую российскую нефть поляки отказываются покупать).

Все выглядит так, что устранив зависимость от российской нефти поляки стали действовать более смело против режима Лукашенко. А психически неустойчивый диктатор не заставил себя долго ждать с очередной глупостью – погромом польских организаций. Это и обусловило транзитную войну.

Разменной монетой в российском или польском случае является перевозка товаров через Беларусь. Москва и Варшава готовы ею жертвовать. Лукашенко же подставил себя и Беларусь.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть