Политика

Четвертый референдум: Стоит ли ожидать новых протестов в Беларуси

На февраль следующего года в Беларуси запланирован референдум о внесении изменений в Конституцию. Некоторые эксперты видят в этом событии повод для роста политической напряженности. Однако все предыдущие плебисциты приводили лишь к укреплению власти и росту апатии в обществе.

Плебисциты как инструмент укрепления власти

Все три предыдущие референдума в Беларуси были инициированы Александром Лукашенко.

В результате первого плебисцита, 14 мая 1995 года, вопреки нормам действующей на тот момент Конституции, была заменена государственная символика, предоставлен статус государственного русскому языку (наравне с белорусским), а президент Александр Лукашенко получил возможность досрочно распускать парламент и проводить политику экономической интеграции с Россией.

И, хотя референдум не был признан Западом, ничто не помешало воплотить в жизнь его результаты.

Второй референдум прошел 24 ноября 1996 года. Из главных результатов – День независимости был перенесен с дня принятия Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР 27 июля 1991 года на День освобождения Беларуси от гитлеровцев 3 июля 1944 г (хотя это День освобождения Минска).

Кроме того, были приняты изменения и дополнения в Конституцию, продлевающие на два года срок нахождения у власти главы государства и значительно расширяющие его полномочия. Последнее стало основанием для оппонентов Лукашенко констатировать, что в стране произошел «переворот».

Примечательно, что Конституционный суд признал ряд действий президента антиконституционными. Председатель Центральной избирательной комиссии заявил, что не подпишет итоговые протоколы референдума, а депутаты инициировали процедуру импичмента.

В результате 1996 год был отмечен массовыми акциями протеста.

С помощью десанта высокопоставленных чиновников из Москвы в Минск Александру Лукашенко удалось разрешить кризис. Кого-то из участников противостояния лишили должностей и свободы, кого-то вынудили эмигрировать.

В 1999-ом «бесследно пропал» председатель ЦИК Виктор Гончар. Его место заняла Лидия Ермошина, которая с тех пор подписывает все цифры выборов и плебисцитов.

Не удивительно, что на третьем референдуме, 7 октября 2004 года, были сняты ограничения пребывания Лукашенко у власти. Многочисленные нарушения, невозможность наблюдения за голосованием и его сомнительные результаты Лукашенко уже не волновали. Его власти ничего не угрожало в ближайшие 15 лет.

Новый референдум. Запасной аэродром для Лукашенко

2019 год закончился пререканиями Лукашенко с Кремлем. Хозяин Беларуси всячески сопротивлялся окончательному подписанию интеграционных документов, справедливо полагая, что, отдав в своей стране все, может все и потерять.

Москве к тому моменту порядком надоела игра Минска «шаг вперед, два назад». Не оставались незамеченными и попытки Лукашенко заигрывать с Западом. В феврале 2020-го, например, в Минск прилетел сам глава Госдепа США.

На этом фоне уставшее население смущало специфическое поведение Александра Григорьевича в период начала эпидемии коронавируса. Было понятно, что в августе на очередных президентских выборах что-то произойдет.

Подробный анализ произошедшего в Беларуси в прошлом году выходит за рамки данной статьи. Потому лишь напомним о том, что, начиная с лета и на протяжении нескольких месяцев, в Минске и других крупных городах регулярно проходили самые массовые в новейшей истории Беларуси протесты.

В это самое время с подачи Москвы в Беларуси зазвучала идея нового референдума и новой белорусской Конституции. Речь снова идет о перераспределении полномочий.

Высшую власть в стране может формально получить так называемое Всебелорусское народное собрание — проводимое раз в пять лет подобие Веча. Среди его задач называют «выработку стратегии страны».

Поговаривают, что Александр Григорьевич может сменить кресло президента на должность главы этого Собрания.

Кто-то считает, что таким образом Москва готовит давно раздражающему союзнику роль английской королевы. Другие полагают, что таким образом Лукашенко страхуется от новых президентских выборов. Версий много, подождем текст документа, над которым работает Конституционная группа.

Старые грабли. Оппозиция ведет прежнюю игру

В силу множества обстоятельств усилия оппозиции летом-осенью 2020 года были сведены на нет. Реакция властей становилась все более жесткой. Утверждения о терроре в Беларуси многим уже не казались метафорой. Каждый день приходят новости о вполне «сталинских» сроках заключения для недовольных режимом.

Находящиеся за границей номинальные лидеры протестовавших за весь текущий год оказались не способны организовать ни одной новой акции. Широко разрекламированная забастовка так и не началась.

Вместе с тем находящиеся в Польше и Литве лидеры «демократических сил» Беларуси призвали сограждан участвовать в предстоящем референдуме, инициированном Лукашенко. Так же, как призывали приходить на прошлогодние выборы. Дескать, надо использовать возможность «сказать режиму нет». Очевидно, расчет делается на то, что люди снова выйдут на улицы защищать свои голоса.

Между тем, нет никаких оснований ожидать, что февральский референдум положит начало новым протестам. Нынешняя оппозиция может разве что поспособствовать Лукашенко обеспечить явку на участках для голосования.

Прошлогодние события показали, что призывы к тотальным забастовкам не находят широкого отклика в массах белорусского общества. А полтора года зачисток среди активистов и вовсе делают масштабные выступления маловероятными.

Анатолий Грап

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть