Экономика

Беларусь может заработать на поставках калия в 2023 году больше, чем обычно. Но это не спасёт экономику

В 2023 году белорусские поставки калийных удобрений сократятся на 25–40% к уровню 2021 года. Но цены на калийные удобрения за 2022 год сильно выросли. Несмотря на сокращение поставок, Беларусь в 2023 году потеряет не так уж и много. По подсчётам экспертов, в 2023 году Беларусь может заработать на экспорте калийных удобрений до $4,4 млрд. Для сравнения: в 2020 году доход от продаж составил $2,41 млрд при экспорте в 11,8 млн тонн, передает Еврорадио.

За 2021 год полных данных по экспорту калия уже не было. Белстат скрыл данные по торговле калийными удобрениями с середины 2021 года. Компания OEC, которая собирает данные из открытых источников, оценивает калийный экспорт Беларуси в 2021 году в $2,63 млрд, тогда было отгружено приблизительно около 13,15 млн тонн. Эксперты прогнозируют, что поставки в 2023 году сократятся до примерно до 7,9-9,9 млн тонн калия.

В последние годы условия для продавцов калийных удобрений существенно улучшились, говорит научный сотрудник BEROC Олег Мазоль.

«В 2022 году мировые цены на калийные удобрения составляли в среднем около 800 долларов за тонну, в 2023 году цена немного снизилась. В феврале 2023 года она составляла около 645 долларов за тонну. Для сравнения в 2020 году режим Лукашенко продавал калийные удобрения в Бразилию по 342 доллара. Рост цены на хлоркалий свидетельствует о существенном дефиците калийных удобрений на мировом рынке. Поэтому думаю, нарастить экспорт калийных удобрений возможно, основной вопрос хватит ли для этого производственных мощностей у «Беларуськалия».

Эксперт прогнозирует рост выручки от экспорта калийных удобрений до $4,4 млрд.

«Такой прирост позволит рассчитаться по некоторым внешним долгам и поддерживать более-менее сбалансированными госдолг и госбюджет. Однако улучшить ситуацию в экономике Беларуси рост продаж калийных удобрений не позволит, потому что Беларусь теряет намного больше от политического кризиса, отъезда из Беларуси специалистов под давлением репрессий и релокации из-за закрытия западных компаний, и от анонсированной режимом Лукашенко “переориентации на Восток” и ухода с премиального европейского и украинского рынков», — говорит Олег Мазоль.

Также Беларусь может нести потери из-за того, что больше не перевозит калий через Европу. Однако узнать, в какие суммы встаёт удлинение транспортного плеча, при закрытой статистике невозможно.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть