Политика

Неделимая власть. Какие выводы сделает Лукашенко из кризиса в Казахстане

Протесты в Казахстане

Политическая ситуация в Казахстане до конца не стабилизировалась и, скорее всего, страна будет пребывать в турбулентности еще несколько месяцев. Однако основных выгодополучателей казахстанских событий можно назвать сейчас.

Первый из них – президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, которому удалось потеснить Нурсултана Назарбаева и утвердить себя в роли единоличного правителя.

Второй, а возможно и главный, – Владимир Путин, которого называют режиссером казахстанского действа. И третий, хоть и не столь очевидный — Александр Лукашенко. Президент Беларуси получил несколько уроков из жизни евразийских автократий.

Хотя Казахстан развивался в особых среднеазиатских условиях с их влиянием родовых кланов и пожизненных лидеров, основания для определенных параллелей с Беларусью имеются.

В обеих странах длительное время пребывают у власти одни и те же люди. Страны имеют схожую структуру экономики, ориентированную на экспорт и транзитные потоки. Оба государства зависят от могущественных соседей. Не зря Александр Лукашенко называет казахский народ «братским». С точки зрения положения обеих обществ, с этой оценкой можно во многом согласиться. Беларусь — Казахстан на востоке Европы.

Правило никому не доверять

История пребывания у власти Назарбаева выглядит самой внушительной на руинах Союза. Назарбаев стал секретарем ЦК Компартии Казахстана в далеком 1979-ом — еще до того, как СССР вторгся в Афганистан, а олимпийский мишка взлетел над стадионом в Москве.

Современный Казахстан неразрывно связан с Назарбаевым. Его именем была названа столица. Его родственники и приближенные занимали все значимые должности. Например, только у Назарбаева появилась третья жена Асель, она же мисс Казахастан, тестя тотчас назначили генералом таможенной службы. Даже оппозицию в изгнании представляли люди, чем-то да обязанные Назарбаеву. Например, 29-летний внук Назарбаева, попросивший политическое убежище в Британии.

Надо полагать, бунт в окружении 81-летнего Елбасы стал для него сюрпризом. Тем более мятеж возглавил верный его слуга — президент Токаев.

Опыт Назарбаева учит Александра Лукашенко, что даже в условиях железобетонного авторитарного режима никому не стоит доверять. Предать могут в любой момент.

Особенно Александра Лукашенко должны насторожить представители силовых ведомств, которые не оказали надлежащей поддержки Назарбаеву. Силовики разных уровней, развращенные деньгами и властью, в зависимости от ситуации принимали то одну, то другую сторону.

Скорее всего после казахских событий кадровые перестановки в вертикали Беларуси станут еще более частыми, а возможности для выдвижения новых более-менее заметных лидеров – еще более неблагоприятными.

Протестами можно управлять

Смена центров власти в Казахстане разворачивалась в сложной комбинации действий, где каждая из сторон не брезговала средствами.

Сперва протесты на западе Казахстана носили мирный характер. Митингующие выдвигали понятные экономические требования. Воспользовавшись ситуацией нестабильности, президент Токаев отстранил преданное Назарбаеву правительство и начал чистку топ-чиновников.

Но вскоре к митингующим примкнули погромщики с оружием. Как полагают, для дискредитации протестов, молодчиков поддерживала группа Назарбаева. В некоторых городах страны бандиты получили доступ к оружейным комнатам Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ), возглавляемого давним соратником Нузарбаева Каримом Масимовым.

Длительное время невозможно было понять, что в действительности происходит в Казахстане. Противоборствующие стороны обвиняли друг друга в насилии и попытках захвата власти. Президент Токаев заявлял о 20 тыс. террористах, атакующих Алма-Аты. Хотя весомых доказательств до сих пор не предоставил.

С учетом опыта Казахстана, надо полагать, что реакция на возможные волнения в Беларуси будет схожей. Режим получил пример жестокого подавления восстаний с использованием подставных лиц, массовых убийств и искусственно организованных беспорядков, имеющих целью запугать мирных граждан. Именно так победу в Казахстане одержал действующий президент Токаев. Чем не пример для Лукашенко?

Двоевластие — опасная затея

Ситуации в Казахстане и Беларуси схожи и тем, что подобно Лукашенко Назарбаев реализовывал сценарий так называемого транзита власти — постепенного удаления от рычагов управления государством с поиском приемника. Но, если с подачи российских друзей Лукашенко лишь в начале пути, то Назарбаев очутился в конце.

Назарбаев добровольно ушел в отставку в марте 2019-го, передав бразды правления Токаеву. За собой Елбасы оставил руководство вездесущей партией «Нур Отан», куда в обязательном порядке записывали даже учителей и врачей, и могущественным Советом безопасности, еще рядом структур.

Длившееся несколько лет двоевластие в Казахстане в итоге закончилось отстранением Елбасы — «лидера нации». Во время беспорядков только официально 225 человек погибли и 8 тыс. арестованы.


Такой исход «транзита» заставляет Александра Лукашенка задуматься о целесообразности проведения Конституционной реформы, в результате которой, как предполагается, он должен занять должность руководителя Всебелорусского народного собрания, передав часть власти марионеточному президенту или другом должностному лицу. Скорее всего этот сценарий Лукашенко пересмотрит в сторону дальнейшего укрепления личного правления, а то и вовсе отбросит.

«Казахский пример демонстрирует (лидерам постсоветских автократий), что идея транзита власти, плохая. Пока Назарбаев единолично правил страной, силовики понимали, кто в доме хозяин — протесты подавлялись, власти ничего не угрожало. Как только появилось двоевластие, система зашаталась. Поэтому в пример будут взяты действия Лукашенко в 2020 году, жестоко подававшего протесты», — комментирует уроки казахстанский событий известный российский политолог Аббас Галлямов.

Слабость автократий

Подытоживая, отметим, что при всей видимой нерушимости постсоветских автократий они довольно уязвимы даже перед незначительными внутренними потрясениями. Любая дестабилизирующая неожиданность, так называемый черный лебедь, может вывести из равновесия любую из них. В Казахстане, например, детонатором выступило весьма несущественное подорожание газа.

Впрочем, между Казахстаном и Беларусью имеется и существенное отличие. Казахстанское руководство, в первую очередь Назарбаев, длительное время проводили политику укрепления национального самосознания казахского народа. Это обстоятельство не в последнюю очередь повлияло на скорый вывод войск ОДКБ из Казахстана, считают эксперты. В противном случае из статиста во внутреннем казахстанском конфликте военные ОДКБ могли быстро выступить в роли захватчиков. Казахстан мог стать для россиян «вторым Афганистаном», полагает политолог Аббас Галлямов.

В случае вмешательства иностранных войск во внутренние дела Беларуси, резервов для опоры у Лукашенко попросту нет.

Антон ПРЕХОДИН

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть