Политика

Александр Лукашенко и его деревянные солдаты: заявленное количество войск вышло за пределы здравого смысла

«Я уже не раз говорил: каждый мужчина, да и не только мужчина, должен уметь, как минимум, обращаться с оружием», сказал Александр Лукашенко на заседании Совета безопасности Беларуси, созванного за несколько дней до годовщины российского вторжения в соседнюю страну. Это как раз тот случай, когда словам Лукашенко можно поверить: весь минувший с позорного 24 февраля год он занимался именно тем, что искал все новые и новые людские ресурсы, которые можно было бы поставить под ружье.

Лукашенко пытался создавать отряды из рыбинспекторов и егерей, МЧС. Кроме того, в стране как грибы после дождя множились всевозможные парамилитарные образования – от военно-патриотических клубов до отрядов территориальных войск. Не говоря уж об отрядах «народного ополчения», речь о котором шла и на упомянутом совещании Совбеза.

Пока проект соответствующего закона готовится Минобороны и МВД, силовые ведомства «уже опробовали механизм создания структурной единицы ополчения», если верить пресс-службе главы государства.

Трудно сказать, о каком «механизме» идет речь. На данный момент публично сообщалось о создании только одного такого отряда численностью в 22 человека, при этом почему-то на границе с Россией – в агрогородке Любжа Климовичского района Могилевщины. С собравшимися «ополченцами» тогда повстречался замначальника Генштаба ВС Беларуси Андрей Матиевич. Им объяснили права и обязанности, напомнили об устройстве автомата, показали, как им пользоваться и отпустили по домам.

Приблизительно также прошло формирование «ополчения» в одном из сел Гомельской области. «Собрались в сельсовете, получили беджики, кто будет дневальным, кто посыльным. Задание поставили такое: разносить по селу повестки в случае чего. Ждали из района какого военного, который так и не приехал», – описывал мероприятия один из его участников в интервью «Радио Свобода».

О своем видении «ополчения» Лукашенко впервые заговорил еще в конце мая, практически одновременно с озвученной им идеей создания Южного оперативного командования (так в итоге и не созданного).

«Это должны быть группы из примерно 50 человек при каждом сельсовете, обученные владению основным оружием», – указывал он.

Тем более странно прозвучали на днях слова министра обороны о том, что ополчение будет насчитывать 100-150 тыс. человек, а с некими «добровольцами» быть может и больше.

«Мы не исключаем, что добровольцами могут стать и те люди, которые не прошли военную подготовку, в том числе и женщины», – уточнил Виктор Хренин.

По состоянию на 2022 год в Беларуси существовало 1150 сельсоветов. Если с каждого рекрутировать по 50 человек (а мы видим, что для сельсоветов и эта цифра является неподъемной), то выходит цифра в 2-2,5 раза меньшая, нежели рассчитывает руководство страны. Количество «женщин и добровольцев» тоже остается величиной неизвестной. Трудно представить себе человека в здравом уме, записывающегося в «ополченцы» при отсутствии серьезной угрозы его семье либо государству. Правда, официальный представитель Минобороны Инна Горбачева прошлым летом озвучила идею привлекать в «ополчение» граждан, которые непригодны к военной службе или территориальных войсках. Неужели таких у нас наберутся десятки тысяч?

Можно, конечно, пополнить ряды ополченцев студентами, имевшими глупость вернуться на родину после получения диплома за рубежом. Как известно, министр образования Андрей Иванец уже готовится приравнять для них службу в армии к распределению, объясняя это некоей «справедливостью». Пока отечественный айтишник будет вкалывать по распределению на уборке картошки, получивший образование за рубежом ровесник будет его охранять с автоматом.

И, разумеется, на поверхности лежит идея поставить под ружье «тунеядцев» – эту непокорную прослойку населения, вызывающую идиосинкразию как у Александра Лукашенко, так и у его окружения. Странно даже, что до этого времени до нее никто не додумался.

Отложив шутки в сторону, мы можем констатировать: исчерпав все свои мобилизационные резервы, белорусский режим незаметно для себя перешел из зоны реальности в область фантастики (как и российские «не имеющие аналогов» суперракеты). Режим оперирует числами, за которыми уже давно ничто не стоит. И обещание 150-тысячного ополчения не исключение. Главное – придумать цифру побольше.

В мирное время личный состав Вооруженных сил Республики Беларусь составляет менее 50 тыс. человек, однако вначале февраля Лукашенко вдруг называет цифру в 75 тыс., при этом обещает в случае войны нарастить численность уже до полумиллиона солдат в «несколько этапов».

С такой скоростью не прирастала даже армия «дуболомов» у сказочного героя Урфин Джюса! Однако и 500 тыс. не предел: государственное телевидение показывает интервью замначальника факультета Генштаба ВС Беларуси Андрея Богоделя, который без тени сомнения говорит о том, что и полтора-два миллиона солдат – «реальные возможности наши». На этом фоне Хренин с его 150 тыс. «ополченцев» выглядит однозначным пораженцем. Более того: если так пойдет и дальше, то как бы к концу года «мобилизационный резерв» не превысил и самой численности населения страны. В области политической фантастики лукашенковского режима возможно и такое.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть