Политика

Абхазский визит и конец эпохи «двух стульев»: как Александр Лукашенко субъектность потерял

Визит Александра Лукашенко к главе самопровозглашенной «Республики Абхазия» не был таким спонтанным, как это может показаться на первый раз. Все-таки Аслан Бжания еще в апреле удивил нас заявлением о готовности присоединить свое квазигосударство к Союзному государству России и Беларуси. Это выглядело странным на фоне многочисленных попыток Минска отвертеться от официального признания «народных республик» Донбасса и российского статуса Крыма.

Также Бжания заинтриговал экспертное сообщество анонсом некоего «крупного совместного инвестиционного проекта» с Беларусью, при том, что экономика Абхазии лежит в руинах и ни один уважающий себя инвестор не рискнут иметь дело с этой криминальной «черной дырой». Но, возможно, под «крупным проектом» он имел в виду нынешнюю встречу?

Потому что уровень унижения Александра Лукашенко во время визита оказался действительно «крупным»: подобная встреча с руководством непризнанного Беларусью государственного образования могла быть уместна для руководителя субъекта Российской Федерации, но непозволительна для главы суверенной страны. Фактически все уверения Лукашенко в том, что им не руководят из Кремля оказались перечеркнуты одним эффективным жестом.

Несомненно, внезапный визит Александра Лукашенко в Пицунду был связан с его встречей перед этим с Владимиром Путиным в Сочи – месте, где российский президент одержал свои наибольшие интеграционные победы. Считается, что именно здесь в резиденции «Бочаров ручей» Леониду Кучме был навязан в преемники Виктор Янукович, а позже и самого Януковича российский лидер в Сочи убедил отказаться от подписания ассоциации с Евросоюзом, чем спровоцировал протестный Евромайдан. После того, как майдан перерос в Революцию достоинства, а на улицах Киева начались стычки с милицией, в том же Сочи Виктору Януковичу был обещан кредит в 15 млрд долларов из которых до своего бегства украинский экс-президент успел получить только три. Видимо, этот город российский диктатор тоже считает в какой-то мере «сакральным».

Понятное дело, что, объявив мобилизацию, Путин пошел ва-банк и сейчас он пытается повязать всех своих немногочисленных союзников кровью. Как это происходит для внутреннего круга, мы видели на примере февральского собрания совета безопасности, на котором окружение российского диктатора на камеру просило о признании независимости «республик» Донбасса.

Надо полагать, что визит к главе Абхазии точно так же отрезал пути отступления и для Лукашенко. Потому что встреча с Асланом Бжанией испортила не только отношения Беларуси с Грузией, она поставила крест на тех контактах с Европой, к сохранению которых в своих секретных письмах призывал министр иностранных дел Владимир Макей.

Встреча заставила с осторожностью относиться к Беларуси те постсоветские страны, к которым соседи имеют территориальные претензии. И крайне сузила пространство для маневра, которое белорусский диктатор имел ранее, пытаясь балансировать на двух стульях.

  • Путину на этот раз удалось один из этих стульев из-под Лукашенко выдернуть. И, пользуясь ситуацией, он может теперь диктовать белорусскому лидеру следующие шаги – от признания русского статуса Донбасса до непосредственного участия в войне.

Каким образом это удалось хозяину Кремля, пока что мы можем только гадать. Вполне вероятной выглядит версия, что российский президент обрисовал перед белорусским коллегой несколько одинаково катастрофических вариантов дальнейшего развития событий, из которых визит в Абхазию выглядел наименьшим злом.

Это, конечно, объясняет абхазский визит, но ни в коем случае не оправдывает его. В конце концов, к такому развитию событий белорусский режим довел себя сам.

Геннадий ЛУКЬНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть